Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Сергей Клычков

0   0
Первый авторСолнцева
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6467
АннотацияОб авторе (Клычков Сергей Антонович). Очерк
Кому рекомендованоОб авторе
Солнцева, Н. Сергей Клычков : Статья / Н. Солнцева .— : [Б.и.], 1991 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6467 (дата обращения: 19.07.2024)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наталья Солнцева СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ Очерк Источник: "Возвращение", "Советский писатель", Москва, 1991. <...> Сергей Антонович Клычков родился в июле 1889 года в Талдомской глуши. <...> Мать родила его прямо в малиннике Чертухинского леса. <...> Так судьба определила ему быть певцом и философом русской природы, крестьянского мира, мифотворцем и чародеем русской литературы. <...> В 1988 году Военная коллегия Верховного суда СССР выдала документ, в котором сообщалось следующее: "Клычков Сергей Антонович, 1889 г. рождения, член Союза писателей СССР, был необоснованно осужден 8 октября 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР по ложному обвинению в том, что якобы с 1929 года являлся членом антисоветской организации "Трудовая крестьянская партия", имел связь с Л. Б. Каменевым, проводил антисоветскую деятельность в идеологической борьбе. <...> Эстетика и философия фольклора, народнические, славянофильские идеи, русский символизм, гоголевские традиции -- всё это угадывалось в прозе Клычкова, и всё это лишь оттеняло, подчеркивало его самобытность. <...> Роман Сергея Клычкова -- явление уникальнейшее и аномальное настолько, насколько вообще аномален талант по своей природе. <...> Проза поэта не вписывалась в повестку дня советской литературы. <...> Клычков же противопоставил горожанину, гегемону революции, высоконравственный мир крестьянина. <...> Общество жило лозунгами о социализме любой ценой, о человеке -- хозяине планеты, покорителе природы. <...> Клычков уже тогда, на заре социалистической индустриализации, предвидел экологическую катастрофу. <...> Он писал о том времени, когда лешие уведут из местных лесов всё зверьё и птицу, когда земля, эта зеленая чаша, станет мертвой и обезображенной. <...> В условиях победы воинствующего атеизма и материализма он предложил читателю художественный мир русалок, оборотней, леших, чертей, архангелов... <...> В своих романах Сергей Клычков заявил о себе как о натурфилософе и пантеисте, размышлял <...>
Сергей_Клычков.pdf
Наталья Солнцева СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ Очерк Источник: "Возвращение", "Советский писатель", Москва, 1991. OCR и правка: Александра Белоусенко (belousenko@yahoo.com). Библиотека Александра Белоусенко - http://www.belousenko.com, 31 октября 2003. Сергей Антонович Клычков родился в июле 1889 года в Талдомской глуши. Мать родила его прямо в малиннике Чертухинского леса. Так судьба определила ему быть певцом и философом русской природы, крестьянского мира, мифотворцем и чародеем русской литературы. Он прожил сорок восемь лет. Его арестовали в 1937 году. Родственникам передали приговор: десять лет без права переписки. В 1988 году Военная коллегия Верховного суда СССР выдала документ, в котором сообщалось следующее: "Клычков Сергей Антонович, 1889 г. рождения, член Союза писателей СССР, был необоснованно осужден 8 октября 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР по ложному обвинению в том, что якобы с 1929 года являлся членом антисоветской организации "Трудовая крестьянская партия", имел связь с Л. Б. Каменевым, проводил антисоветскую деятельность в идеологической борьбе. Клычков С. А. был приговорен к расстрелу. Сведениями о точной дате исполнения приговора не располагаем, однако известно, что по существовавшему в то время положению такие приговоры исполнялись немедленно по вынесении.Места захоронения осужденных к расстрелу не фиксировались". Н. Я. Мандельштам в главе "Не треба" своих воспоминаний передает распространившийся в то время слух о том, что Клычкова пристрелили при допросе. Сергея Клычкова справедливо причисляют к неокрестьянской, неонароднической, "утопической" литературе двадцатых годов. Эстетика и философия фольклора, народнические, славянофильские идеи, русский символизм, гоголевские традиции -- всё это угадывалось в прозе Клычкова, и всё это лишь оттеняло, подчеркивало его самобытность. Роман Сергея Клычкова -- явление уникальнейшее и аномальное настолько, насколько вообще аномален талант по своей природе. Проза поэта не вписывалась в повестку дня советской литературы. В обществе торжествовала городская культура, пролетарская идеология. Клычков же противопоставил горожанину, гегемону революции, высоконравственный мир крестьянина. Крестьянин для него был главным человеком Вселенной, работником, и философом, проповедником соборности и софийносги. Общество жило лозунгами о социализме любой ценой, о человеке -- хозяине планеты, покорителе природы. Клычков уже тогда, на заре социалистической индустриализации, предвидел экологическую катастрофу. Он писал о том времени, когда лешие уведут из местных лесов всё зверьё и птицу, когда земля, эта зеленая чаша, станет мертвой и обезображенной. В условиях победы воинствующего атеизма и материализма он предложил читателю художественный мир русалок, оборотней, леших, чертей, архангелов... Его герои общаются с потусторонним миром, с душами умерших, с языческой нежитью. В своих романах Сергей Клычков заявил о себе как о натурфилософе и пантеисте, размышлял о нравственности дуализма. Национальному нигилизму писатель противопоставил национальную самобытность как остов жизни, культуры, судьбы всякого народа. В условиях, казалось, уже достигнутой обществом гармонии он заговорил о разладе крестьянского мира, о дисгармонии человека и природы, о разрушении соборности. Проза Клычкова, несомненно, явилась началом советского философского романа -- и этот младенец был задушен в колыбели. Герои Сергея Клычкова мыслили натурфилософскими категориями -и потому его проза мифологична. Она поражает своей метафоричностью. А. К. Воронский уверял, что Клычков превзошел своих литературных предшественников -Мельникова-Печерского и Лескова. В. П. Полонский отдавал пальму первенства всей крестьянской литературы двадцатых годов Клычкову и Есенину. Но критика РАППа, ВОКПа, Коммунистической Академии, обвинив писателя в реакционности, кулачестве, национализме, мистицизме и прочих политических грехах, организовав дружную травлю, перекрыла писателю все пути публикации его прозы. Из задуманного девятикнижия свет увидели лишь три романа. Нет смысла сейчас спорить о том, кто первый из писателей пострадал от ретивой борьбы вульгарно-социологической критики за чистоту пролетарской идеологии. Но не уйти от того факта, что
Стр.1