2019 • Выпуск 1 • Том 31
Научно-практический журнал
Издается с 2001 года
Зам. председателя — Платонова Наталья Михайловна, д. пед. н., профессор (Россия, Санкт-Петербург).
Секретарь — Горбатов Дмитрий Сергеевич, д. пс. н., доцент (Россия, Санкт-Петербург).
Председатель — Платонов Юрий Петрович, д. пс. н., профессор (Россия, Санкт-Петербург).
Редакционная коллегия
Аралбаева Рысжамал Кадыровна — к. пед. н., д. соц. н. (Казахстан, г. Талдыкорган), Беличева Светлана
Афанасьевна — д. пс. н., профессор (Россия, Москва), Журавлев Анатолий Лактионович — д. пс. н., профессор
(Россия, Москва), Келасьев Вячеслав Николаевич — к. пс. н., д. филос. н., профессор (Россия, Санкт-Петербург),
Лебедев Андрей Андреевич — д. биолог. н., профессор (Россия, Санкт-Петербург), Лэнгле Альфрид — д. пс. н.,
д. мед. н. (Австрия, г. Вена), Малкина-Пых Ирина Германовна — доктор физико-математических наук, профессор
(Россия, Санкт-Петербург), Панферов Владимир Николаевич — д. пс. н., профессор (Россия, Санкт-Петербург),
Хамбургер Франц — д. пед. н., профессор (Германия, г. Майнц), Шерьязданова Хорлан Тохтамысовна —
д. пс. н., профессор (Казахстан, г. Алматы), Эйзман Мартин — д. мед. н., профессор (Норвегия, г. Тромсё).
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы, 2019
© Авторы публикаций, 2019
Стр.1
SCIENTIFIC NOTES
JOURNAL
OF S T . P E T E R S B URG
S T A T E I N S T I T U T E
O F P S Y C H O L O G Y
AND SOCIAL WORK
2019 • Iss. 1 • Vol. 31
Science and practice journal
Published since 2001
Vice-Chairperson — Nataliya Platonova, D.Sc. (Pedagogy), Professor (Russia, St. Petersburg)
Secretary — Dmitry Gorbatov, D.Sc. (Psychology), Associate Professor (Russia, St. Petersburg)
Chairperson — Yuriy Platonov, D.Sc. (Psychology), Professor (Russia, St. Petersburg)
Editorial Board
Ryszhamal Aralbayeva — Cand.Sc. (Pedagogy), D.Sc. (Sociology), Professor (Kazakhstan, Taldykorgan), Svetlana
Belicheva — D.Sc. (Psychology), Professor (Russia, Moscow), Dr. Franz Hamburger — Prof. iR. (Germany, Mainz),
Anatoliy Zhuravlev — D.Sc. (Psychology), Professor (Russia, Moscow), Andrey Lebedev — D.Sc. (Biology),
Professor (Russia, St. Petersburg), Vyacheslav Kelasyev — Cand.Sc. (Psychology), D.Sc. (Philosophy), Professor
(Russia, St. Petersburg), Alfried Längle — Ph. D. (Psychology), M. D. (Medicine) (Austria, Vienna), Irina MalkinaPykh
— D.Sc. (Physics and Mathematics), Professor (St. Petersburg, Russia), Vladimir Panferov — D.Sc. (Psychology),
Professor (Russia, St. Petersburg), Khorlan Sheryazdanova — D.Sc. (Psychology), Professor (Kazakhstan, Almaty),
Martin Eisemann — Ph.D. (Medicine) (Norway, Tromso)
The journal is registered by the Federal Srevice for Monitoring Compliance with Cultural Heritage Protection Law.
Registration certificate ПИ № ФС-77-27499 as of 14.03.2007.
ISSN 1993-8101
Subscription index: 19304
© St. Petersburg State Institute of Psychology and
Social Work, 2019
© Authors of publications, 2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дмитриева Н. В., Миноходова Е. А., Соколова Г. И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В ТЕРАПИИ СТРАХА
И ТРЕВОГИ СМЕРТИ ............................................................ 7
Горбатов Д. С., Михайлова И. В.
ТЕОРИИ ТОЛПЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА ............................................... 15
Петренко В. Ф., Дедюкина Е. А.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА ................... 24
Щукина М. А., Коробков А. В., Быркова П. И., Павлова Н. А.
ОБРАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОКЕАНАРИУМА
В СОЗНАНИИ ЕГО ПОСЕТИТЕЛЕЙ ............................................... 32
Меткин М. В., Москаленко Г. В.
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ, РАБОТАЮЩИХ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ............................................... 42
Флоровский С. Ю., Гусева Л. Н.
ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И РОЛЕВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В КОМАНДНОЙ
РАБОТЕ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................. 49
Былина Е. В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ...................... 59
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дудченко З. Ф., Запольских И. Н., Петрова Н. А.
СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ......................................................... 71
Плетнев А. В.
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ, ВЫРАЖАЮЩИЙ ИНТЕРЕСЫ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ .......... 78
Копейкин Г. К.
ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
РАБОТНИКОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ........................................... 84
Князева О. В., Фешина Н. Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО
ВОЗРАСТА ............................................................... ...... 92
3
Стр.3
Лыонг Мань Ха
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ СОЦИАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ВЬЕТНАМА И ОЦЕНКА ЕЕ КАЧЕСТВА .......... 97
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Москвитина О. А.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ
И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ................................. 103
Горбатова Е. А.
СТРЕСС–МЕНЕДЖМЕНТ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .......... 110
Бакурова Е. Н.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ........ 117
Собольникова Е. В., Синебрюхова В. Л.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .................................. 125
4
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH IN APPLIED PSYCHOLOGY
Dmitriyeva N. V., Minokhodova Ye. A., Sokolova G. I.
USING ASSOCIATIVE CARDS IN WORKING WITH ANXIETY
AND THE FEAR OF DEATH. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Gorbatov D. S., Irina V. Mikhaylova
CROWD THEORIES IN RUSSIAN PSYCHOLOGY
AT THE END OF 19th
— BEGINNING OF THE 20th
CENTURY .......................... 15
Petrenko V. F., Dedyukina Ye. A.
PSYCHOLOGY OF ART: A PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS OF PERCEPTION
AND UNDERSTANDING OF A FEATURE FILM ..................................... 24
Shchukina M. A., Korobkov A. V., Byrkova P. I., Pavlova N. A.
IMAGE OF ST. PETERSBURG PUBLIC OCEANARIUM
IN THE MINDS OF ITS VISITORS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Metkin M. V., Moskalenko G. V.
COMPONENTS OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF HARDINESS IN EMPLOYEES
OF EMERCOM OF RUSSIA WORKING IN EXTREME CONDITIONS ................... 42
Florovskiy S. Yu., Guseva L. N.
PERSONALITY VALUES AND ROLE PREFERENCES IN TEAMWORK:
AN EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH ...................................... 49
Yekaterina V. Bylina
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PREGNANT WOMEN WITH DYSFUNCTION
OF THE REPRODUCTIVE SYSTEM ............................................... 59
RESEARCH IN SOCIAL WORK
Dudchenko Z. F., Zapolskikh I. N., Petrova N. A.
SOCIAL CHARACTERISTIC OF JUVENILE DELINQUENTS .......................... 71
Pletnev A. V.
THE WELFARE STATE AS A TYPE OF SOCIAL POLICY, EXPRESSING
INTERESTS OF THE MAJORITY OF THE POPULATION .............................. 78
Kopeykin G. K.
FEATURES OF ACTIVATION OF HUMAN POTENTIAL IN OLDER WORKERS ........... 84
Knyazeva O. V., Feshina N. G.
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS IN FUTURE NURSES
TO WORK WITH PEOPLE OF ELDERLY AND SENILE AGE ........................... 92
Luong Manh Ha
MANAGEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS
IN VIETNAMESE UNIVERSITIES AND ASSESSMENT OF ITS QUALITY ................ 97
5
Стр.5
RESEARCH IN EDUCATION
Moskvitina O. A.
FEATURES OF LIFE STRATEGIES OF PARENTS, WHO’S CHILDREN
SPEAK ONLY THEIR NATIVE LANGUAGE, AND ITS IMPACT
ON THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Gorbatova Ye. A.
STRESS MANAGEMENT: THE METHOD OF TEACHING THE DISCIPLINE ............ 110
Bakurova Ye. N.
FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES WITHIN THE FRAMEWORK
OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS ........... 117
Sobolnikova Ye. V., Sinebryukhova V. L.
INDICATORS OF THE READING ACTIVITY FORMATION IN CHILDREN
OF PRIMARY SCHOOL AGE ..................................................... 125
Стр.6