Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Экономика (110,00 руб.)

0   0
АвторыЗолотарева Елена Анатольевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц47
ID643210
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей экономической теории экономического факультета.
Кому рекомендовано Рекомендуется для студентовочной и заочной форм ускоренного обучения юридического факультета.
Экономика / Е.А. Золотарева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 47 с. — 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/643210 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Экономика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИКА Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета (очная и заочная форма ускоренного обучения) Составитель Е. А. Золотарева Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
Тема 1. Экономика и экономическая теория: предмет, функции, развитие 1. Экономическая теория как основа экономики, ее предмет, функции и методы. 2. Производительные силы и производственные отношения. Экономические законы. 3. Становление и развитие экономической теории. При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что экономическая теория изучает отношения, возникающие между людьми в процессе создания жизненных благ, раскрывает суть экономических процессов и явлений. Обратите внимание на то обстоятельство, что предметом экономической теории в широком смысле выступают взаимоотношения людей по поводу создания и распределения жизненных благ в целях удовлетворения своих потребностей. Усвойте, что экономическая теория раскрывает наиболее общие закономерности экономического развития, является методологической основой системы экономических наук. Затем рассмотрите функции экономической теории: познавательную, методологическую, теоретическую, практическую, идеологическую. Экономическая теория использует для познания действительности метод материалистической диалектики. Для изучения сущности экономических процессов и явлений применяются следующие специфические методы и приемы исследования: научная абстракция; анализ и синтез; индукция и дедукция; единство исторического и логического подходов; единство общего и особенного; восхождение от простого к сложному; единство качественного и количественного анализа; системный анализ экономических процессов; экономико-математические методы и модели экономического развития. Поясните все эти методы и приемы познания. Во втором вопросе необходимо уяснить, что основой жизни любого общества является производственная деятельность, в ходе которой люди, вза3
Стр.3
Изучая первый вопрос, уясните, что экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, а также единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая система представляет собой форму организации экономики, хозяйственный механизм, особым образом упорядоченную систему связей между субъектами экономики, а также совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм. Усвойте, что выделяют следующие элементы экономической системы: хозяйствующие субъекты и конкретные экономические связи между ними; объекты экономической системы (процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции); социально-экономические отношения (на основе формы собственности); организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм (способ регулирования хозяйственной деятельности на макроуровне). Рассмотрите все эти элементы. При этом более подробно остановитесь на объяснении первого элемента экономической системы. Покажите, кто относится к субъектам экономической системы. Имейте ввиду, что основных субъектов принято делить на следующие группы: домашние хозяйства; предприятия (фирмы); государство (правительство); банки. Дайте им характеристику. Поясните следующую систему отношений между хозяйствующими субъектами: неовеществленные (соглашения, прямая кооперация, руководство); овеществленные (продуктообмен, товарообмен); прямые (двусторонние отношения); косвенные (субподряд); в сферах общественного производства; отношения, возникающие стихийно, или устанавливаемые осознанно; отношения, имеющие юридическое оформление, или складывающиеся без него. Далее раскройте следующие функции, которые выполняет экономическая система: организация производства необходимых по количеству и качественному разнообразию продуктов и услуг; реализация отношений собственности; стимулирование прогресса развития производительных сил с целью 6
Стр.6
качественного совершенствования производства. Изучите структуру экономической системы: материально-техническую; социально-экономическую; организационную; институциональную. Второй вопрос следует начать разбирать с экономического содержания собственности. Усвойте, что собственность – отношения людей друг к другу в связи с их отношением к факторам производства и произведенному продукту. Выясните, по поводу чего возникают эти отношения. Раскройте характерные черты собственности (объективные отношения; собственность есть отношения присвоения-отчуждения). Затем рассмотрите систему отношений собственности: отношения владения, распоряжения, пользования. Узнайте, кто является субъектами отношений собственности и что выступает в качестве ее объектов. Рассмотрите следующие основные типы и формы собственности: индивидуальный (личная, частно-трудовая, частно-нетрудовая); коллективный (коллективно-трудовая, кооперативная, арендная, акционерная и т.д.); государственный (федеральная, субъектов федерации, местная (муниципальная)); смешанный (акционерная, СП). Имейте ввиду, что от экономических отношений следует отличать юридические отношения собственности (право собственности). Право собственности законодательно закрепляет экономические отношения и является производным от них. Поскольку юридические отношения выступают более поверхностными, то в практике собственность проявляется, прежде всего, как юридические отношения. Выясните, какие есть основные правовые нормы собственности. Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм собственности – это фундамент, от состояния которого зависит прочность всех элементов свободного рынка. Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы – непременное условие рыночного обмена. Далее усвойте, что основным путем преобразования собственности является приватизация. Раскройте ее содержание. Объясните основную цель приватизации – совершенствование механизма хозяйствования. Рассмотрите формы приватизации: прямая продажа за деньги активов предприятия и 7
Стр.7
ценных бумаг; льготная продажа или бесплатная передача активов и ценных бумаг работникам данного предприятия; массовая ваучерная приватизация; реприватизация (восстановление в правах собственности лиц, незаконно ее лишенных раннее). Объясните, в чем заключается различие при продаже предприятий по конкурсу и с аукциона. При рассмотрении третьего вопроса следует сначала уяснить, что отличие экономических систем друг от друга заключается в путях использования экономических ресурсов, господствующих в обществе формах собственности, механизме хозяйствования, роли государства в экономике, т.е. разница выражается в подходах и методах решения основных экономических проблем. На основе этого выделяют следующие типы экономических систем: традиционный, рыночный, административно-командный и смешанный. Раскройте их характерные черты, покажите недостатки и объясните достоинства. Затем выясните, что переходная экономика – экономика, находящаяся в состоянии изменений, перехода от одного типа хозяйства к другому. Разберите типы переходной экономики: локальный (в отдельной взятой стране, регионе) и глобальный (в масштабе мирового хозяйства). По характеру переходных процессов выделяют: естественно-эволюционный тип и реформаторско-революционный. Объясните основные черты переходной экономики: временная неустойчивость; альтернативность (разные варианты перехода к конечному состоянию); появляются и начинают функционировать особые переходные формы; особый характер противоречий (не противоречие функционирования, а противоречия развития старого и нового); историчность (связана с условиями перехода, зависит от особенностей региона, страны). Покажите особенности переходной экономики в России. Тема 3. Общественное производство 1. Производство, потребности и блага. 2. Экономические ресурсы и факторы производства. 3. Центральная проблема производства. Производственные возможности и экономический выбор. 4. Воспроизводство и его типы. Микро- и макроэкономика. 8
Стр.8
В первом вопросе необходимо уяснить сущность производства, его материально-вещественную и общественную стороны. Первая сторона характеризуется отношением людей к природе, вторая – отношением людей друг к другу в процессе создания продукции и оказания услуг. Рассмотрите процесс труда как взаимодействие его трех элементов: сам труд, предметы труда и средства труда. Раскройте общественную сторону производства, которая всегда имеет определенный исторический тип, социально-экономическое содержание и цели производства. Следует также обратить внимание на двуединую цель общественного производства – непосредственную и конечную. Покажите, в чем они заключаются. Уясните связь целей производства с потребностями общества и каждого человека. Выясните, что собой представляют потребности. Покажите, какие потребности возникают у человека, связанные с его жизнедеятельностью и вытекающие из необходимости существования его как живого организма, выполнения труда и развития человека как личности. Следует иметь ввиду, что в процессе удовлетворения одних потребностей формируются новые в количественном и качественном выражении потребности. Тем самым изменяется их структура, смещаются приоритеты, развивается взаимозаменяемость. В этой связи усвойте действие закона возвышающихся потребностей. Раскройте его сущность и формы проявления. Обратите внимание на связь данного закона с НТП и развитием производительных сил общества. Разберите структуру потребностей, перечислите их виды по определенным признакам. Покажите место и значение личных потребностей человека в этой структуре. Рассмотрите пирамиду личных потребностей (А. Маслоу) и уясните закономерности ее построения. Затем выясните, что собой представляют блага. Объясните взаимосвязь между потребностями и благами. Раскройте важнейшие черты благ в сравнении с потребностями. Особое внимание уделите такой важной черте благ, как их ограниченность. Разберите классификацию благ по следующим основным признакам: их происхождение; значимость; характер; содержание; время использования; схожесть и взаимозаменяемость; назначение; по субъектам. Приведите примеры потребностей и благ. 9
Стр.9
Во втором вопросе изучите экономические ресурсы как средства, необходимые для производства благ. Рассмотрите структуру ресурсов, выделяя основные их виды. Раскройте функции, выполняемые ресурсами. Важно понять, что все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве и эта ограниченность (редкость) относительна, вследствие чего объемы производства также имеют пределы. Выясните, в чем и как проявляется ограниченность ресурсов, раскройте ее причины. Затем узнайте, что представляют собой факторы производства, которые по целям и функциям совпадают с экономическими ресурсами. Поясните их отличительные черты. Обратите внимание на анализ факторов производства в различных экономических школах. Раскройте структуру и содержание разных видов факторов. Рассмотрите взаимодействие факторов производства, их единство и противоречивость. Уясните количественное и качественное соответствие между вещественными и личным факторами. В производстве товаров и оказании услуг используются как физические, так и умственные способности людей. Необходимо пояснить различия между рабочей силой, т.е. способностью людей к труду, и самим трудом, который является потреблением рабочей силы или реальной целесообразной деятельностью в процессе производства материальных и духовных благ. Обратите внимание на возрастающую роль такого фактора, как информация и средства, обеспечивающие ее воспроизводство. В третьем вопросе надо понять, что центральная проблема производства обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью имеющихся экономических ресурсов. Поэтому приходится определять какие именно блага производить и какие для этого есть возможности. При неизменности ресурсов и технологий увеличение производства одного продукта может быть достигнуто только за счет уменьшения выпуска другого. Следовательно, общество всегда находится перед выбором: какие товары необходимо производить немедленно, а производство каких можно отложить на определенное время или купить за границей, или производить и те, и другие, но в определенных пропорциях. Таким образом, экономический выбор 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.