КЛЮЕВ, Николай Алексеевич [10.Х.1884, дер. Коштуга Вытегорского у. Олонецкой губ. (ныне
Вологодская обл.) -- 1937] -- поэт. Родился в старообрядческой семье. Дед, отец и особенно мать оказали
огромное влияние на характер и творчество будущего поэта. "Грамоте, песенному складу и всякой
словесной мудрости,-- писал в автобиографии К.-- обучен своей покойной матерью". Она была
"искусной вопленицей, "былинницей" и "песельницей". Отец поэта, сиделец казенной винной лавки, был,
по словам Есенина, встречавшегося с ним, "богаче всех наших книг и прений" (VI, 71); дед -старообрядец,
ходивший с медведем по деревням,-- "как святой безымянный" ("От дремы, от темивина...").
"Родовое древо мое,-- писал К. в автобиографии,-- замглено коренем во временах царя Алексея,
закудрявлено ветвием в предивных строгоновских письмах, в сусальном полыме пещных действий и
потешных теремов. До соловецкого страстного сиденья восходит древо мое, до палеостровских
самосожженцев, до вы-говских неколебимых столпов красоты народной": "К костру готовьтесь
спозаранку",-- / Гремел мой прадед Аввакум" ("Где рай финифтяный и Сирин...").
Сначала семья жила в дер. Желвачево, а потом в г. Вытегра, где прошли детские и юношеские
годы К., его брата и сестры. В 1893--1895 гг. он учился в церковноприходской школе, а затем в
двухклассном городском училище. В доме Клюевых было много старопечатных и рукописных книг,
древних икон, у них часто останавливались странники. Религиозно-старообрядческая атмосфера семьи и
-- шире -- Заонежья и Беломорья тех лет во многом определила поэтическое мировоззрение и поведение
К.
После окончания училища он год учился в Петрозаводской фельдшерской школе, из которой
ушел по болезни. С этого времени начались долгие странствия будущего поэта по монастырям и
старообрядческим скитам не только Севера, но и др. земель. Он, возможно, побывал даже в Иране,
Индии и Китае.
К. овладел обширными и разнообразными знаниями -- от фольклора до современного ему
искусства, от различных религиозных и языческих учений до марксизма. Он владел разными формами
фольклорного искусства: словесного, театрально-обрядового и музыкально-напевного, был прекрасным
актером, умел перевоплощаться, "играл" в жизни и в искусстве.
В нач. 900 гг. он начинает писать стихи, отмечая "тридцать лет словостроенья" в нач. 30 гг.
("Чтоб пахнуло розой от страниц..."). С 1904 г. его стихи появляются в петербургской печати (альм.
"Новые поэты" -- 1904; сб-ки "Волны" и "Прибой" -- 1905; ж. "Трудовой путь" -- 1907--1908, "Бодрое
слово" -- 1909 и др.).
К. участвует в революционных событиях 1905--1907 гг.: распространяет прокламации
Всероссийского крестьянского союза среди жителей Олонецкой губ., поет им революционные песни,
читает марксистскую литературу, пишет гражданские стихи. За это в 1906 г. он был арестован и полгода
сидел в тюрьме, затем за ним был установлен негласный надзор полиции.
В 1907 г. К. призывают на военную службу (в результате появляется стихотворение "Казарма"),
но вскоре освобождают по состоянию здоровья.
С этого года начинается его дружеская переписка с Блоком, которая продолжалась до 1915 г. Они
неоднократно встречались, спорили.
В 1912 г. к К. приходит известность, он публикует несколько поэтических сборников: "Сосен
перезвон" (М., 1912; два издания); "Братские песни" (М., 1912); "Лесные были" (М., 1913); "Мирские
думы" (Пг., 1916); пишет лучшие свои стихи (циклы "Избяные песни", "Земля и железо" (в сб. "Скифы")
и др.). Итоговым явился опубликованный уже после революции двухтомник "Песнослов" (Пг., 1919).
Предисловие к первой книге К., посвященной "Александру Блоку -- Нечаянной Радости", написал
Брюсов. К. заметили и высоко оценили не только Брюсов и Блок, но и Гумилев, Ахматова, Белый,
Городецкий, Мандельштам, известные критики. Он активно сотрудничает в демократических журналах
В. С. Миролюбова, в журнале "Новое вино", а также в полурелигиозном, полусветском еженедельнике
"Новая земля".
Мировоззрение К. было противоречивым. Брюсов называл поэта "полукрестьяниномполуинтеллигентом".
Сам К. считал себя выразителем настроений, дум и чаяний крестьянства, народа,
продолжателем традиций не только крестьянских поэтов (Кольцова, Никитина), но и Пушкина, Тютчева,
Фета, Мея ("Где рай финифтяный и Сирин..."). Участвуя в деятельности группы крестьянских поэтов
"Краса" (1915), он хотел выступать в роли их главы. Вот что об этом писал С. Городецкий: "Клюев
оставался первым в группе крестьянских поэтов... В нее входили, кроме Клюева и Есенина... Сергей
Клычков и Александр Ширяевец... Кроме меня, верховодил в этой группе Алексей Ремизов и не были
чужды Вячеслав Иванов и художник Рерих. Блок чуждался этого объединения" (Новый мир.-- 1926.-- Кн.
2.-- С. 140). С другой стороны, при всем уважении к Блоку и К. "чуждался" его и всех поэтов"интеллигентов",
всячески оберегая от их влияния Есенина, Клычкова и Ширяевца: "...мы с тобой,-писал
он Есенину,-- козлы в литературном огороде и только по милости нас терпят в нем" (сб. "Есенин и
Стр.1