РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА
«ВЕСТНИК ТОМСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
П.Л. Волк, д-р культурологии, начальник департамента
по культуре и туризму Томской области;
Д.В. Галкин, д-р филос. наук, директор Института
искусств и культуры, профессор каф. культурологии,
теории и истории культуры Института
искусств и культуры Томского государственного
университета;
О.Л. Лаврик, д-р пед. наук, профессор, зам.
директора Государственной публичной научнотехнической
библиотеки СО РАН (Новосибирск);
А.А. Сундиева, канд. ист. наук, доцент,
зав. каф. музеологии факультета истории искусства
Российского государственного гуманитарного
университета (Москва);
доктор Марац Ласло, доцент кафедры европейских
исследований, гуманитарный факультет,
университет Амстердама (Нидерланды);
А.Н. Багашев, д-р ист. наук, директор Института
проблем освоения Севера СО РАН (Тюмень);
Т.К. Щеглова, д-р ист. наук, профессор, зав. каф.
отечественной истории исторического факультета
Алтайского государственного педагогического
университета (Барнаул);
Дэвид Николас, профессор, руководитель исследовательской
группы CIBER Research Ltd (United
Kingdom), профессор университета Теннесси
(США);
Карло Гинзбург, профессор, почетный профессор
Калифорнийского университета (Италия);
Мария Лорена Аморос Бласко, художник, исследователь,
автор научных статей и монографий,
преподаватель живописи университета
Мурсии (Испания);
Е.О. Купровская, канд. искусствоведения,
д-р музыковедения университета Сорбонна
(Париж, Франция);
Лю Лянь, канд. искусствоведения, институт
музыки Циндаоского университета (Китай);
К.Г. Филева, канд. психол. наук, доцент Академии
музыкальных, танцевальных и изобразительных
искусств (Пловдив, Болгария);
Йорг Гляйтер, профессор, директор Института
архитектуры и зав. кафедрой теории архитектуры
Технического университета Берлина
(Германия);
EDITORIAL COUNCIL
P.L. Volk (Tomsk, Russia);
D.V. Galkin (Tomsk, Russia);
O.L. Lavrik (Novosibirsk, Russia);
A.A. Sundieva (Moscow, Russia);
Maracz Laszlo (Amsterdam, the Netherlands);
A.N. Bagashev (Tyumen, Russia);
T.K. Shcheglova (Barnaul, Russia);
David Nicholas (United Kingdom, USA);
Carlo Ginzburg (Italy, USA);
María Lorena Amorós Blasco (Murcia, Spain);
Е.О. Kuprovskaya (Paris, France);
Liu Lian (Qingdao, People's Republic of China);
K.G. Fileva (Plovdiv, Bulgaria);
Joerg H. Gleiter (Berlin, Germany);
N.Р. Kolyadenko (Novosibirsk, Russia);
N.S. Bazhanov (Novosibirsk, Russia);
Р.S. Volkova (Krasnodar, Russia);
Н.П. Коляденко, д-р искусствоведения, профессор,
зав. каф. истории, философии и искусствознания
Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки;
Н.С. Бажанов, д-р искусствоведения, профессор,
зав. каф. общего фортепиано Новосибирской
государственной консерватории имени
М.И. Глинки;
П.С. Волкова, д-р искусствоведения, профессор,
профессор каф. социологии и культурологии
Кубанского государственного аграрного
университета (Краснодар);
Н.Л. Прокопова, д-р культурологии, профессор,
зав. лабораторией теоретических и методологических
проблем искусствоведения Кемеровского
государственного института культуры;
О.В. Синельникова, д-р искусствоведения,
профессор Кемеровского государственного
института культуры;
И.Г. Умнова, д-р искусствоведения, доцент,
зав. каф. музыкознания и музыкальноприкладного
искусства Кемеровского государственного
института культуры
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ТОМСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
Э.И. Черняк, гл. редактор, д-р ист. наук, профессор,
зав. каф. музеологии, культурного
и природного наследия;
К.А. Кузоро, отв. секретарь, канд. ист. наук,
доцент каф. библиотечно-информационной
деятельности;
В.Е. Буденкова, канд. филос. наук, доцент каф.
культурологии, теории и истории культуры;
Л.В. Булгакова, канд. искусствоведения, доцент,
зав. каф. инструментального исполнительства;
О.А. Жеравина, канд. ист. наук, доцент,
зав. каф. библиотечно-информационной
деятельности;
Л.А. Коробейникова, д-р филос. наук, проф. каф.
культурологии, теории и истории культуры;
И.Е. Максимова, канд. ист. наук, доцент, каф.
культурологии, теории и истории культуры;
Е.Н. Савельева, канд. филос. наук, доцент, зав.
каф. культурологии, теории и истории культуры;
В.В. Сотников, проф., зав. каф. хорового дирижирования
N.L.
Prokopova (Kemerovo, Russia);
O.V. Sinelnikova (Kemerovo, Russian);
I.G. Umnova (Kemerovo, Russia)
EDITORIAL BOARD
E.I. Chernyak (Tomsk, Russia) – Editor-in-Chief;
K.A. Kuzoro (Tomsk, Russia) – Executive Editor;
V.E. Budenkova (Tomsk, Russia);
L.V. Bulgakova (Tomsk, Russia);
O.A. Zheravina (Tomsk, Russia);
L.A. Korobeynikova (Tomsk, Russia);
I.E. Maksimova (Tomsk, Russia);
E.N. Savelyeva (Tomsk, Russia);
V.V. Sotnikov (Tomsk, Russia)
© Томский государственный университет,
2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Баженова Е.В. Образы животных в современной художественной фотографии
(по материалам сайта «Культурология. ру») .........................................................................................
Гизбрехт А.И. Шрифт и каллиграфия в произведениях изобразительного и декоративно5
прикладного
творчества неоязыческой направленности конца ХХ – начала XXI в.: семиотический
и функциональный аспекты ...................................................................................................................... 17
Горлова И.И., Коваленко Т.В., Бычкова О.И. Культурная жизнь российской
провинции: состояние, тенденции, противоречия (на примере Краснодарского края) ...................... 23
Гречишкина С.В. Процесс формирования экологической культуры в США:
американские ценности ........................................................................................................................... 33
Долгих М.Н. Технология проектирования декоративных шрифтов: от идеи до результата ........ 43
Истомина С.А. Влияние архитектурно-композиционных построений на человека ................ 56
Климова О.М. Культура в контексте революционных процессов в борьбе за справедливое
общество в концепциях последователей марксизма: к историографии вопроса ................................ 68
Коробейникова Л.А. Глобализация в контексте культурного разнообразия ........................... 73
Кудрявцева И.В., Галеева Т.А. Диего Ривера в диалоге двух революционных культур ....... 81
Манторова А.В. «Он стилизовал себя под оперного Мефистофеля». В.Л. Глазычев как
трикстер отечественного дизайна ........................................................................................................... 96
Пейгина Л.В. Идентичность субъекта фандомной культуры как автопроект в условиях
общества постмодерна: диалектика вызова и безопасности ................................................................ 102
Туйсина Д.М., Филиппова А.Ю. Минимализм в дизайне экологических плакатов .............. 111
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Квашнин К.А. Музыкально-исполнительское интонирование в эпоху Средневековья ......... 121
Лагранская С.А. Наивная живопись Хорватии: Иван Веченай ................................................ 131
Нехаева И.Н. Чайковский в современном измерении (опыт определения понятия «современность»
на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского)..................................................... 138
Прохоров С.А., Шадурин А.В., Прохоров Н.С. Художественная составляющая интерактивного
дизайна в синтезе искусств архитектурного пространства ................................................ 148
Торяник А.Г. Музыкально-сценическая композиция для чтеца и оркестра русских
народных инструментов Алексея Ларина «До третьих петухов»: особенности жанрового воплощения
.................................................................................................................................................. 156
Тулупов В.Н. Темброво-колористический облик сказочных персонажей в партитуре
балета И.В. Стравинского «Жар-птица» ................................................................................................ 165
Хазеева И.Н. О применении синестетического подхода в процессе хорового
дирижирования ........................................................................................................................................ 171
Храмов В.Б., Денисов Н.Г., Устрижицкая Д.О. Гленн Гульд как интерпретатор Пятой
симфонии Бетховена ............................................................................................................................... 177
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Беспалова Д.А. К вопросу о современном состоянии изученности понятия
«архитектурное наследие» ...................................................................................................................... 183
Гребенникова Т.Г. Коллекция поздравительных открыток в собрании Алтайского
государственного краеведческого музея: аналитический обзор .......................................................... 192
Григорьева С.Е., Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Томский краевой музей и
сохранение культурных ценностей (1920-е гг.) ..................................................................................... 201
Дмитриенко Н.М., Кроуфорд М.Д. К истории изучения историографии и методологии
музейного менеджмента в России .......................................................................................................... 210
Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Благотворительность в Томске в годы революции и
Гражданской войны (1917–1919)............................................................................................................ 222
Сундиева А.А. А.С. и П.С. Уваровы и музейное дело в России ................................................ 229
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Бусыгина Т.В., Балуткина Н.А., Мандринина Л.А., Рыкова В.В. Технологические
аспекты создания библиографической продукции Государственной публичной научнотехнической
библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Логунова Е.А. Сибирские старообрядческие переплеты в фондах Научной библиотеки
238
Томского государственного университета и их особенности (на примере рукописей из собраний
Юрловых и Бабаевых) ...................................................................................................................... 247
Юдина И.Г., Вахрамеева З.В. Обзор коллекций видеоматериалов открытого доступа
по истории Сибирского отделения Российской академии наук (к 60-летию СО РАН) ..................... 259
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .......................................................................................................... 270
Стр.3
CONTENTS
CULTUROLOGY, THE THEORY AND CULTURAL HISTORY
Bazhenova E.V. Animal’s images in modern artistic photography (based on the website
Kulturologia.ru) .........................................................................................................................................
Gizbrekht A.I. Font and calligraphy in works of fine arts and decorative and applied arts neo5
pagan
orientation late XX – early XXI centuries: semiotic and functional aspects .................................... 17
Gorlova I.I., Kovalenko T.V., Bychkova O.I. Cultural life of the Russian province: state,
trends, contradictions (by the example of the Krasnodar region) ............................................................... 23
Grechishkina S.V. The Process of Ecological culture formation in the USA: American values ..... 33
Dolgikh M.N. Technology of decorative font design: from idea to result ....................................... 43
Istomina S.A. Influence of architectural and compositional techniques on people .......................... 56
Klimova O.M. Culture in the context of the revolutionary processes in the struggle for fair
society in the concepts Marxism followers: questions to the historiography.............................................. 68
Korobeynikova L.A. Globalization in the context of cultural diversity .......................................... 73
Kudriavtseva I.V., Galeeva T.A. Diego Rivera and dialogue of two revolution cultures .............. 81
Mantorova A.V. “He copied style of the Opera Mephistopheles”. V.L. Glazychev as a trickster
of native Russian design ..................................................................................................................... 96
Peigina L.V. Identity of the subject of fandom culture as an autoproject in the conditions of a
postmodern society: the dialectics of challenge and security ..................................................................... 102
Tuysina D.M., Filippova A.Yu. Minimalist design environmental posters .................................... 111
ART HISTORY
Kvashnin K.A. Music-performing intonation in the middle ages .................................................... 121
Lagranskaya S.A. Croatian naive art: Ivan Vecenaj ....................................................................... 131
Nekhaeva I.N. The modern measurement of Tchaikovsky (definition experience of the “modernity”
concept on example of the “Children's album” by P.I. Tchaikovsky) .......................................... 138
Prokhorov S.A., Shadurin A.V., Prokhorov N.S. Artistic components of interactive design
in the synthesis of arts of architectural space ............................................................................................. 148
Toryanik A.G. The musical and scenic composition for the reader and Russian folk orchestra
of Alexey Larin “Till third cockcrow”: the features of the genre embodiment .......................................... 156
Tulupov V.N. Timbre look of fairy-tale characters in the score of the ballet of I.F. Stravinsky
“Fire-bird” ................................................................................................................................................. 165
Khazeeva I.N. The application of the synaesthetic approach in the process of choral conducting
.............................................................................................................................................................. 171
Khramov V.B., Denisov N.G., Ustrizhitskay D.O. Glenn Gould as interpreter of Fifth Symphony
of Beethoven ................................................................................................................................... 177
CULTURAL HERITAGE
Bespalova D.A. There is to a question of the current state of study of the concept “architectural
heritage” ............................................................................................................................................ 183
Grebennikova T.G. Collection of greeting cards in the Altai State Museum of Local Lore: an
analytical review ........................................................................................................................................ 192
Grigorieva S.E., Dmitrienko N.M., Chernyack E.I. Tomsk regional museum and the protection
of cultural values (1920-s) ............................................................................................................. 201
Dmitrienko N.M., Crawford M.D. For the history of studying the historiography and methodology
of museum management in Russia ............................................................................................... 210
Dmitrienko N.M., Chernyack E.I. Charity in Tomsk during the Revolution and Civil war
(1917–1919) .............................................................................................................................................. 222
Sundieva A.А. А.S. Uvarov and P.S. Uvarova and museology in Russia ....................................... 229
THE ROLE OF LIBRARIES IN CULTURE IN HISTORY AND MODERN TIMES
INFORMATIONS ABOUT THE AUTHORS
Busygina T.V., Balutkina N.A., Mandrinina L.A., Rykova V.V. Technological aspects of
bibliographic products creation in SPSTL SB RAS ................................................................................... 238
Logunova E.A. Siberian Old Believer bookbinding in the Funds of the TSU Scientific Library
and Their Features (on the example of manuscripts from the Yurlov`s and Babaev`s collections) ............ 247
Yudina I.G., Vakhrameeva Z.V. Overview of open video resources for history of the Siberian
branch of the Russian academy of sciences (on the occasion of the 60th anniversary of the
SB RAS) .................................................................................................................................................... 259
INFORMATIONS ABOUT THE AUTHORS ................................................................................. 270
Стр.4