Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Искусствознание: теория, история, практика

Искусствознание: теория, история, практика №1 2018 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц100
ID641611
АннотацияНаучно - практический журнал. В журнале публикуются статьи по различным направлениям современного искусствознания и культурологии (теоретико-методологическое, историческое, педагогическое и др.), а также результаты научно-методических исследований ученых России и зарубежных стран. Журнал рассчитан на ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства, учреждений дополнительного художественного образования, сотрудников творческих организаций.
Искусствознание: теория, история, практика .— 2018 .— №1 .— 100 с. — URL: https://rucont.ru/efd/641611 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусствознание_теория,_история,_практика_№1_2018.pdf
ИСКУССТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (21) Май 2018 Научно­практический журнал. Издается с 2011 года. Выходит три раза в год. ISSN 2227­2577 Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС7769975 от 29 мая 2017 г. Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France УЧРЕДИТЕЛЬ: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» ИЗДАТЕЛЬ: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41 Главный редактор: Е.А. Куштым – кандидат философских наук, доцент; ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», проректор по научной работе и международному сотрудничеству (РФ, г. Челябинск). Заместители главного редактора: И.В. Истомина – кандидат искусствоведения; доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск); Н.В. Растворова – кандидат искусствоведения, доцент; доцент кафедры истории, теории музыки и композиции ЮжноУральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск); Л.А. Секретова – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск); Н.В. Степанова – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск). Ответственный редактор – Л.А. Сундарева Ответственный за выпуск – Т.А. Ульянова Вёрстка – Т.М. Крахмалова Дизайн обложки – Т.Г. Гумарова Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41 Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: onr@uyrgii.ru Cайт: www.uyrgii.ru Подписано в печать 15.05.2018 Дата выхода в свет 22.05.2018 Формат 60×84/8 Заказ № 31 Тираж 500 экз. Уч.-изд. л. 6,8. Усл. печ. л. 11,6 Цена свободная Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» Отпечатано в редакционно-издательском отделе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» Ответственность за содержание статей, аутентичность использованных цитат, имен, названий несут авторы © ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», 2018 2 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета, Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск). Е.Р. Сизова – ректор Южно­Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) Российской Академии Естествознания – секция «Педагогические науки» (РФ, г. Челябинск). С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного совета, директор Челябинского областного музея искусств (РФ, г. Челябинск). О.И. Ардимасов – профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва). Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Новосибирск). Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, руководитель лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально­педагогическом образовании Московского педагогического государственного университета (Федеративная республика Германия, г. Ганновер). Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry sur Seine (Париж), президент ассоциации Tradition musicale russe во Франции (Французская Республика, г. Париж). Габриэль Гульен – профессор консерватории им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов (Австрийская Республика, г. Айзенштадт). Ч.Г. Гусейнов – писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы XX–XXI века филологического факультета Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова (РФ, г. Москва). Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного театра русской драмы и кукол (Республика Казахстан, г. Костанай). Г.А. Майоров – балетмейстер, заслуженный деятель искусства России, заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной премии СССР (РФ, г. Москва). Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол Санкт­Петербургской государственной академии театрального искусства, профессор, заслуженный работник культуры России (РФ, г. Санкт­Петербург). А.А. Покровский – проректор Красноярского государственного художественного института, профессор, заслуженный художник России, член­корреспондент Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск). А.М. Рубцов – заместитель генерального директора по научно­просветительской работе Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
Стр.2
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург). Е.А. Куштым – главный редактор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно­Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент (РФ, г. Челябинск). И.В. Истомина – заместитель главного редактора, кандидат искусствоведения; доцент кафедры истории, теории музыки и композиции ЮжноУральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск); Н.В. Растворова – заместитель главного редактора, кандидат искусствоведения, доцент; доцент кафедры истории, теории музыки и композиции ЮжноУральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск); Л.А. Секретова – заместитель главного редактора, кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск); Н.В. Степанова – заместитель главного редактора, кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры фортепиано Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (РФ, г. Челябинск). И.В. Арановская – заведующий кафедрой теории и методики музыкального образования Волгоградского государственного социально­педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Волгоград). Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе, заведующий кафедрой реставрации живописи, доктор искусствоведения Санкт­Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор, член­корреспондент Российской академии художеств (РФ, г. Санкт­Петербург). Н.И. Дегтяникова – преподаватель факультета изобразительного искусства Южно­Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск). О.А. Жукова – профессор факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор философских наук (РФ, г. Москва). С.С. Загребин – научный сотрудник кафедры философии Челябинского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, профессор, член секции театральных критиков Челябинской организации Союза театральных деятелей России (РФ, г. Челябинск). М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона Российской академии музыки 3 В.И. Щанкин – заведующий кафедрой балетмейстерского творчества Кемеровского государственного университета культуры и искусств, профессор, заслуженный работник культуры России, член­корреспондент Петровской академии наук искусств (РФ, г. Кемерово). РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва). Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор философских наук, профессор (РФ, г. Москва). Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрально­зрелищных искусств Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Москва). А.А. Мордасов – заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинского государственного института культуры, профессор, заслуженный работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей РФ (РФ, г. Челябинск). И.Э. Рахимбаева – директор института искусств Саратовского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Саратов). Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования Челябинского государственного института культуры, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы (РФ, г. Челябинск). Г.Г. Тенюкова – декан факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары). А.М. Цукер – заведующий кафедрой истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Ростов­на­Дону). Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой фортепианного искусства Московского государственного института музыки им. А. Шнитке, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан (РФ, г. Москва). О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории (академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Екатеринбург). О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной работе Дальневосточной государственной академии искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Владивосток). Е.Ф. Ященко – заведующий кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), доктор психологических наук, доцент, действительный член Международной академии психологических наук (МАПН), член­корреспондент РАЕ (РФ, г. Санкт­Петербург).
Стр.3
Искусствознание: теория, история, практика СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА Сайгушкина Ольга Павловна ЭТЮДЫ-ВАРИАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Р. ШУМАНА ................................................................................ 6 Секретова Лариса Адольфовна ТАНГОВЫЙ МИР АСТОРА ПЬЯЦЦОЛЛЫ ................................................................................................. 25 Сидорова Татьяна Михайловна К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СЛУХОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНО-ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ У МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО......................... 34 Степанова Наталья Викторовна СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ............................... 42 Шавеко Наталья Владимировна НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АРТИКУЛЯЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ ДУЭТЕ ................................... 48 РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Баландина Ирина Давидовна ГРУППА ГЛАГОЛОВ ОТНОШЕНИЯ В КОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА) ........................................................................................ 59 Баширова Татьяна Андреевна ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ................................................................... 64 Секретова Лариса Адольфовна «КАПРИЧЧИО» Л. ДОЛГАНОВОЙ В АСПЕКТЕ «ДИАЛОГА КУЛЬТУР» .................................... 68 РАЗДЕЛ 3. КОНКУРСЫ. ФЕСТИВАЛИ. ПРОЕКТЫ Риккер Наталья Геннадьевна ВЕСЕННЯЯ BEAT-ВА ДЕТСКИХ ХОРОВ. ИТОГИ ................................................................................... 75 Цукерман Григорий Владимирович Титова Светлана Сергеевна ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ АКТИВИЗАЦИИ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА #ТЕАТРПРОСТРАНСТВОСВОБОДЫ) ................................................... 78 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ И НАПРАВЛЕНИЮ В РЕДАКЦИЮ ............. 95 4
Стр.4
Содержание CONTENTS SECTION 1. ART AND ARTISTIC EDUCATION: THEORY, HISTORY, PRACTICE Saygushkina Olga Pavlovna ETUDES VARIATIONS IN R. SCHUMAN'S CREATIVITY ........................................................................... 6 Sekretova Larisa Adolfovna TANGOVY WORLD OF ASTOR PIAZZOLLA ................................................................................................. 25 Sidorova Tatyana Mihajlovna TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF ACOUSTICAL AND MOTIVE AND TACTILE FEELINGS IN THE PERFORMING MUSICIAN AT PIANO LESSONS .................................................. 34 Stepanova Natalya Viktorovna CONTENTS AND FUNCTIONS OF MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITY IN PROCESS ART COMMUNICATION ....................................................................................................................................... 42 Shaveko Natalya Vladimirovna SOME QUESTIONS OF AN ARTICULATION IN THE PIANO DUET .................................................... 48 SECTION 2. METHODOLOGY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE Balandina Irina Davidovna RELATIONAL VERBS VIEWED IN THE COGNITIVE APPROACH (BASED ON THE POETICAL TEXTS) .............................................................................................................. 59 Bashirova Tatyana Andreevna CHANGE OF SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY ........................................................................................ 64 Sekretova Larisa Adolfovna L. DOLGANOVA'S CAPRICCIO IN ASPECT OF DIALOGUE OF CULTURES ..................................... 68 SECTION 3. CONTESTS. FESTIVALS. CONTESTS Rikker Natal'ya Gennad'evna SPRING BEAT-VA OF CHILDREN'S CHORUSES. RESULTS ................................................................... 75 Zukerman Grigory Vladimirovich, Titova Svetlana Sergeevna SEARCH OF NEW FORMS OF ACTIVIZATION OF AUDIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT #TEATRPROSTRANSTVOSVOBODY) ............................. 78 5
Стр.5
Искусствознание: теория, история, практика РАЗДЕЛ 1 И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА ИСКУССТВО УДК 78.072.2 Сайгушкина Ольга Павловна, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано E-mail: olgasaigush@mail.ru г. Санкт-Петербург, Россия ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова», кандидат искусствоведения, доцент; ЭТЮДЫ-ВАРИАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Р. ШУМАНА Аннотация. В статье рассматриваются два цикла этюдов-вариаций Р. Шумана, которые сочинялись в одни и те же годы: «Симфонические этюды» ор. 13 и «Экзерсисы. Этюды в форме свободных вариаций на тему Бетховена» WoO 31. Более детально анализируется цикл вариаций на тему Бетховена как менее известный. Ключевые слова: Р. Шуман; этюды-вариации; этюды-вариации на тему Бетховена. professor of department of the general course and technique of teaching piano E-mail: olgasaigush@mail.ru St. Petersburg, Russia N.A. Rimsky-Korsakov Saint Petersburg State Conservatory, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor; Saygushkina Olga Pavlovna, ETUDES VARIATIONS IN R. SCHUMAN'S CREATIVITY Annotation: The article discusses the two cycles of Etudes-variations R. Schumann, which was written in the same years: «Symphonic etudes» op. 13 and «Exersises. Studies in the form of free variations on a theme of Beethoven» WoO 31. A series of variations on the Beethoven theme, as less known, is analyzed in more detail. Keywords: R. Schumann; etudes-variations; etudes-variations on the Beethoven theme. Жанр этюда представлен у Шумана не в «чистом» виде, как, например, у Шопена, а в форме этюдов-транскрипций и этюдов-вариаций. Наименование «этюды» встречается в нескольких опусах Шумана. Это этюды-транскрипции («Этюды для фортепиано по каприсам Паганини» ор. 3 и «Шесть концертных 6 этюдов для фортепиано по каприсам Паганини» ор.10) и этюды-вариации («Экзерсисы. Этюды в форме свободных вариаций на тему Бетховена» WoO 31 и «Симфонические этюды» ор. 13). Опус 13 имел три разных варианта названия: «Этюды в оркестровом характере Флорестана и Эвсебия» – в рукописных наброс
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.