Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум
Наука. Общество. Государство

Наука. Общество. Государство №4 2019 (449,00 руб.)

0   0
Страниц159
ID641512
АннотацияВ журнале публикуются результаты открытых научных исследований по теории и практике правовых, исторических, социологических, философских др. гуманитарных наук выполняемых учеными научных учреждений, высших учебных заведений и гражданами, ведущими научные исследования в порядке личной инициативы.
Наука. Общество. Государство .— 2013 .— 2019 .— №4 .— 159 с. — URL: https://rucont.ru/efd/641512 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наука._Общество._Государство_№4_2019.pdf
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2019. Т. 7, № 4 (28) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) УДК 34 Б. А. Осипян Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация ПОНЯТИЕ И ДУХОВНО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ НАСТОЯЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Аннотация. В статье автор посредством определения ключевых категорий, как «идея права», «государство», «правомерный и целесообразный закон», «суд», «правосудие» и «правопорядок», выявляет коренные и наиболее актуальные проблемы, концептуальные тонкости и правоприменительные сложности, которые неизбежно встречаются в процессах осуществления основательного и успешного государственного строительства, надлежащего и умелого публичного управления, а также должного и своевременно осуществлённого правосудия. На основе исторического экскурса и плодотворного теоретико-правового анализа и синтеза многослойных и многомерных явлений сознательно и конституционно целеположенного государственного строительства автор предлагает необходимые право-идеологические, концептуальные и организационные методы и средства для постепенного практического разрешения наиболее важных проблем современного государственного строительства на основе надлежащей и непреходящей идеи права, правомерного государственного закона и упорядочивающего общество безотлагательного правосудия. Ключевые слова: идея права, правомерный закон, суд и правосудие как основа правомерного и целесообразного государства, государственное строительство, общественное управление, личная и публичная власть, конституционное преобразование, общественный правопорядок. B. A. Osipyan The Institute of Legislation and Comparative Law under the Russian Federation Government, Moscow, the Russian Federation THE CONCEPT OF SPIRITUAL AND LEGAL ENTITY THE PRESENT STATE OF CONSTRUCTION Abstract. In the article, the author, by defining key categories, such as "the idea of justice," the State, "a valid and expedient law," the court, "justice" and "the rule of law," identifies the root and most pressing problems, conceptual subtleties and law enforcement difficulties that inevitably occur in the processes of thorough and successful state-building, good and skillful public administration, and due and timely justice. On the basis of the historical background and fruitful theoretical and legal analysis and synthesis of multilayer and multidimensional phenomena of consciously and constitutionally targeted state-building, the author proposes the necessary right-ideological, conceptual and organizational methods and means for the gradual practical solution of the most important problems of modern statebuilding on the basis of an appropriate and permanent idea of law, a legitimate state law and an orderly society of urgent justice. Key words: the idea of law, lawful statute, court and justice as the fundament of a state, state construction, public administration, personal and public power, constitutional reform, public order. Без понятия суда и правосудия никакое государство не может считаться правомерным и целесообразным и потому не может долго и успешно существовать. Дело в том, что русские слова и понятия «суд», «правосудие» и «государство» являются однокоренными и проистекают из основного понятия «суд». Поэтому всякое настоящее государство (в отличие от псевдогосударства или недогосударства), 5 Osipyan B. A. Electronic scientific journal «Science. Society. State» 2019, vol. 7, no. 4, http://esj.pnzgu.ru
Стр.1
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2019. Т. 7, № 4 (28) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) как богоданное земное учреждение, государственное управление народом (обществом) и правосудие изначально имеют духовную основу или фундамент. Государственное строительство, управление и правосудие с научно-правовой точки зрения являются объективным и субъективным многомерным процессом, связанным с публичным, верным и разумным практическим исполнением надлежащей и непреходящей идеи права, добросовестного и верного толкования и исполнения (применения) правомерного общеобязательного законодательства в пределах того или иного самостоятельного национально-политического образования [1; 2]. Следовательно, то, что не имеет отношения к духовным истокам государства и права, высокому правосознанию, правомерному законодательству, а также к самостоятельности того или иного общественного образования, либо противоречит надлежащей и неизменной идее права, не может истинно называться правомерным и целесообразным государственным строительством, созидательным управлением и правосудием [3; 4]. Вполне очевидно, что сами научные понятия «государство», «управление» и «правосудие» имеют общий корень и происходят от основных русских слов «право» и «суд». Само же русское слово «суд» означает не что иное, как процесс и результат вынесения по рассмотренному спору или делу решения (суждения), извлечённого судьёй (с-«удить», т.е. извлекать вместе с Богом) по совести (вести с Богом) из Божественной мудрости. Только такое решение может быть признано справедливым и благоразумным, и только такой богообразный и богоподобный человек, который по своей духовной зрелости и жизненному опыту способен выносить такие решения, может быть поставлен государственной властью в качестве судьи. Посему всё то, что изначально безбожно, бессовестно, корыстно или трусливо и потому недостойно имеющего образ и подобие Бога честного и разумного человека, не составляет правосудия, управления и государства, но есть горький плод лицемерного кривосудия, корыстного или рабского страха и человекоугодничества, которые обильно подпитывают произвол и беззаконие сильных мира сего. Таким образом, правосудие и суд являются ничем незаменимым столпом и утверждением всякого правомерного государства, без которого государство не является истинным и потому обречено на саморазрушение и скорую погибель [5]. Государственное строительство, управление и правосудие не может быть бездуховным, безнравственным, бессовестным, неразумным и безответственным. Касаясь духовных основ государственного строительства, Г.В.Гегель в своё время верно заметил: «Сокровеннейшее в человеке, его совесть, только в религии получает свое абсолютное обоснование и надежность. Поэтому государство должно опираться на религию» [6]. Как духовно, так и исторически государство вырастало из постоянно созревающего общественного правосознания и правосудия. Вовсе не случайно в древнем Израиле еврейским народом сначала было сформировано судейское правление и только после этого образовались царства. Сначала появилось сословие судьей, которые по Закону Божьему решали все возникшие у людей разногласия и споры. По жестокосердности и жестоковыйности своей израильский народ произвольно не захотел жить по неизменным заповедям Создателя, но, возжелав жить как остальные языческие народы, попросил пророка Самуила дать им царя. Евреи сказали ему: «Дай нам царя, чтобы он судил нас»1. Народ захотел избрать для себя царя – и Бог им дал их царя по обычаям иных языческих племён. Исторически до царского государственного управления в израильском народе действовало непосредственное народное самоуправление и правосудие согласно надлежащим духовно-нравственным и правовым заповедям, изложенным в священных религиозных книгах и преданиях. Форма национального самоуправления во времена пророка Моисея прекрасно описана в его разговоре (диалоге) с 1 Библия. Ветхий Завет. 1 Царств. 8: 6 6 Osipyan B. A. Electronic scientific journal «Science. Society. State» 2019, vol. 7, no. 4, http://esj.pnzgu.ru
Стр.2
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2019. Т. 7, № 4 (28) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) его мудрым и многоопытным тестем2. Это по сути был первый разумный совет и положительный опыт в истории государственного строительства и, в частности, правомерного и целесообразного распределения (разделения) властей, законодательных, административных и судебных полномочий [7; 8]. Однако всегда заботящийся о своём народе Господь Бог («Theo») посредством пророка предупредил ненавидящих Его благое правление людей о предстоящих издержках царского (монархического) правления3. С момента суеверного, невежественного и дерзкого всенародного отвержения Бога народная или публичная власть, управление и правосудие тоже стали самодержавно царскими, государевыми, а впоследствии государственными делами [3]. Общеизвестно, что во всех искренне и добросовестно верующих в единого Бога духовно и нравственно зрелых народах традиционно всегда было принято считать, что всякое правосудие укрепляет общественный правопорядок и государственный строй [9], а весы и гири (понятие «правомерность») даются судьям свыше – от Господа Бога4 . В Священном Писании сказано, что всякая истинная мудрость проистекает из страха перед Господом Богом, и что Его Слово, учение, совет и правда (право) являются разумом и силой, которыми руководствуются в своей деятельности цари, правители, законодатели и все судьи земли.5 Совершая правосудие, судьи как бы воздают каждому своё: кому честь, а кому позор, кому восстановление права, а кому наказание. В этом аспекте российское конституционное правосудие представляет собой судебно-процессуальное утверждение той истины и правды, которая содержится в единой правовой идеологии [10], подлежащей соответствующему отражению во всей системе действующего законодательства и в первую очередь в Законе законов России – Конституции РФ. Без этой истины и правды (надлежащего и непреходящего образа-идеи права) всякая самоуверенная и самонадеянная судебно-правовая реформа или перестройка (как желание и волевое стремление коренным образом улучшить социально-политическую жизнь людей) изначально обречена на постыдный провал и горькую неудачу, поскольку она подобна бездуховному, противоправному и своевольному строительству государственно-правового дома на зыбком песке изменчивых людских потребностей и преходящих земных интересов [11]. По мнению мудрого древнегреческого философа Платона, царское правление народом (обществом) наиболее соответствует идеальному (Божественному) правлению и совершенному образу правомерного государства, поскольку сама государственно-правовая идеология и политическая история каждого народа соответствует неким высшим и надлежащим его представлениям, воспринимаемым образам и сознаваемым идеям: «Всё это происходит с ними, как образы»6 . История иудейского народа была пророческой и образной, в соответствии с определёнными идеями или системой идей, в том числе и правовой идеологией. Государственные законы, как справедливые и общеобязательные ориентиры, также действовали на сознание и поступки людей посредством конкретных идей, целей и планов по их каждодневной реализации. В этом контексте само государственное управление, правосудие и судопроизводство («iudicium») осуществлялось ради истины и справедливости («iustitia»), которая является бессмертной и вечной,7 ибо совершенство совести людей не может производиться какими-то обычаями, обрядами и законами, которые ничего не могут довести до совершенства8. 2 Библия. Ветхий Завет. Исход, 18:15-24. 3Там же. 1 Царств. 8:11-18. 4 Там же. Книга притчей. 16:11-12. 5 Там же. Книга притчей, 8:10-16. 6 Библия. Новый Завет. 1 Коринфянам, 10:11. 7 Библия. Ветхий Завет. Премудрости, 1:5. 8 Библия. Новый Завет. Евреям, 9:9-10. 7 Osipyan B. A. Electronic scientific journal «Science. Society. State» 2019, vol. 7, no. 4, http://esj.pnzgu.ru
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически