Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Пропедевтика: учебное наглядное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВоронова Ирина Витальевна
АвторыКемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц120
ID640036
АннотацияУчебное наглядное пособие включает теоретические и практические материалы, а также наглядные материалы, выполненные студентами- бакалаврами направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» Кемеровского государственного института культуры. Пособие включает четыре главы: «Основы композиции. Приемы и методы работы над ней», «Основы формообразования и специфика создания формальной композиционной структуры», «Стилизация как ведущий прием создания формальной структуры декоратвиной композиции», «Проектирование сюжетно-тематической декоративной композиции»; учебно-практические и учебно-наглядные материалы к указанным главам. В целях организации самостоятельной работы студентов каждый параграф содержит контрольные вопросы и разноуровневые практические задания, а также методические рекомендации по выполнению практических заданий. Учебное наглядное пособие предназначено для изучения бакалаврами пропедевтического курса по основам композиции.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств 22.11.2016 г., протокол № 1.
Кому рекомендованоДля студентов. обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". Профиль "Художественная керамика". Квалификация (степень) выпускника "бакалавр".
ISBN978-5-8154-0375-8
УДК745/749+7.012(075.8)
ББК85.12я73
Воронова, И. В. Пропедевтика: учебное наглядное пособие : по направлению подготовки 54.03.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". Профиль "Художественная керамика". Квалификация (степень) выпускника "бакалавр". Формы обучения: очная, заочная / Кемеровский государственный институт культуры; И. В. Воронова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2017 .— 120 с. : ил. — Библиогр.: с.111-112. — ISBN 978-5-8154-0375-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/640036 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пропедевтика_учебное_наглядное_пособие_(1).pdf
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» ИНСТИТУТ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ КАФЕДРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И. В. ВОРОНОВА ПРОПЕДЕВТИКА Учебное наглядное пособие по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Профиль «Художественная керамика» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Формы обучения: очная, заочная КЕМЕРОВО 2017
Стр.1
УДК 745/749+7.012(075.8) ББК 85.12я73 В75 Утверждено на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства 28.10.2016 г., протокол № 4. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств 22.11.2016 г., протокол № 1. Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры. Р. Ю. Волоснов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета; Рецензенты: В75 Воронова, И. В. Пропедевтика [Текст]: учеб. наглядное пособие по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» / авт.-сост. И. В. Воронова. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 120 с.: ил. ISBN 978-5-8154-0375-8 Учебное наглядное пособие включает теоретические и практические материалы, а также наглядные материалы, выполненные студентамибакалаврами направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» Кемеровского государственного института культуры. Учебное наглядное пособие предназначено для изучения бакалаврами пропедевтического курса по основам композиции. ISBN 978-5-8154-0375-8 УДК 745/749+7.012(075.8) ББК 85.12я73 © И. В. Воронова, 2017 © Кемеровский государственный институт культуры, 2017
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Пропедевтический курс по основам композиции является важным для формирования знаний и умений художника-прикладника в области поиска композиционного расположения различных объектов в пространстве (плоскостного, объемно-пространственного, объемного), создания внешнего вида объекта и его структуры согласно принципам гармонизации композиции (симметрия и асимметрия, форма и ритм, статика и динамика, нюанс и контраст). Значение курса «Пропедевтика» для художника-прикладника заключается в формировании умения создавать уравновешенные формальные композиционные схемы для будущих объектов, размещающихся на плоскости, и структуры, определяющие формы будущих предметов в объеме; умения стилизовать различные объекты предметного мира, а также в овладении процессом поиска индивидуально-художественного пластического языка. Творческая профессия художника декоративно-прикладного искусства требует владения техническим и академическим рисунком и профессиональных знаний по проектированию, материаловедению и технологии, истории искусств. Такая практическая база является основой для развития концептуального, художественного и визуального мышления, что необходимо для процесса создания произведений декоративноприкладного искусства, в частности объектов художественной керамики. «Пропедевтика» является обязательной дисциплиной, она входит в вариативную часть учебного плана по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», и находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Проектирование», «Академический рисунок», «Основы производственного мастерства», «Технический рисунок», «История искусств», «Материаловедение и технология». Целью учебного наглядного пособия является формирование системы теоретических знаний о построении композиции и практических умений их применения в профессиональной деятельности художника. Полученные знания могут быть применены в профессиональной деятельности мастера декоративноприкладного искусства, работающего с художественной керамикой. Задачи учебного наглядного пособия: - сформировать знания и умения художника-прикладника в области знаний на практике для создания формальной композиции и достижения выразительности произведения искусства в целом; организации и гармонизации композиции с помощью различных выразительных средств; - способствовать развитию навыков применения системы теоретических 3
Стр.3
- научить использовать различные приемы стилизации, оправданные в процессе художественно-образной интерпретации декоративной композиции средствами графики; - развить навыки создания сюжетно-тематической декоративной композиции на основе конкретного образа и соответствующего ему стиля. Учебное наглядное пособие включает четыре главы: «Основы композиции. Приемы и методы работы над ней», «Основы формообразования и специфика создания формальной композиционной структуры», «Стилизация как ведущий прием создания формальной структуры декоратвиной композиции», «Проектирование сюжетно-тематической декоративной композиции»; учебно-практические и учебно-наглядные материалы к указанным главам. В целях организации самостоятельной работы студентов каждый параграф содержит контрольные вопросы и разноуровневые практические задания, а также методические рекомендации по выполнению практических заданий. Форма проведения промежуточного контроля: 1-й семестр – зачет, 2-й семестр – экзамен. Требования к зачету и экзамену размещены в Приложении 1, раздел «Контрольно-измерительные материалы». Промежуточный контроль по дисциплине «Пропедевтика» предполагает следующие формы: 1. Зачетный просмотр учебно-творческих работ (проводится по расписанию экзаменационной сессии). 2. Экзаменационный просмотр учебно-творческих работ (проводится по расписанию экзаменационной сессии). При оценивании работ студентов в ходе обсуждения может использоваться балльно-рейтинговая система в соответствии с определенными критериями с дальнейшим переводом в общепринятую систему оценивания. Параметры и критерии оценки учебно-творческих работ размещены в Приложении 2, раздел «Контрольно-измерительные материалы». 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НЕЙ ......................................................................................................5 УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................... 6 1.1. Композиция и приемы ее организации ................................................ 6 1.2. Основные элементы изобразительного языка графики как средства визуализации композиции .......................................................................... 8 1.3. Художественный образ как основа композиции произведения ........ 10 1.4. Выразительные средства композиции ............................................... 13 УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 1 ................................. 20 УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................... 22 ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ................................... 30 УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................ 31 2.1. Форма и ритм ..................................................................................... 31 2.2. Средства достижения выразительности произведения искусства .... 35 2.3. Контраст и нюанс ............................................................................... 39 2.4. Статика и динамика ........................................................................... 43 УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 2 ..................................47 УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................... 50 ГЛАВА 3. СТИЛИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ .................................66 33УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................ 67.1. Стилизация. Возможности ее применения в практических работах ... 67 б.2. Специфика создания декоративной композиции в техниках черноелой графики .............................................................................................. 68 УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 3 ................................. 71 УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ..........................................................74 ГЛАВА 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ........................................................................... 84 УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................ 85 4.1. Сюжетно-тематическая декоратвиная композиция .......................... 85 4.2. Специфика создания сюжетно-тематической декоративной композиции ................................................................................................ 85 УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 4 ................................. 89 УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................... 91 Методические рекомендации по выполнению практических заданий ... 100 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 104 Контрольно-измерительные материалы ................................................... 106 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....... 111 УЧЕБНО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Глоссарий .................................. 113 119
Стр.119

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.