МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
ИНСТИТУТ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ
КАФЕДРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
И. В. ВОРОНОВА
ПРОПЕДЕВТИКА
Учебное наглядное пособие
по направлению подготовки
54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»,
Профиль «Художественная керамика»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Формы обучения:
очная, заочная
КЕМЕРОВО 2017
Стр.1
УДК 745/749+7.012(075.8)
ББК 85.12я73
В75
Утверждено на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства
28.10.2016 г., протокол № 4.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
института визуальных искусств 22.11.2016 г., протокол № 1.
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии
Кемеровского государственного института культуры.
Р. Ю. Волоснов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории
отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного
университета;
Рецензенты:
В75 Воронова, И. В. Пропедевтика [Текст]: учеб. наглядное пособие
по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» / авт.-сост.
И. В. Воронова. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 120 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0375-8
Учебное наглядное пособие включает теоретические и практические
материалы, а также наглядные материалы, выполненные студентамибакалаврами
направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» Кемеровского
государственного института культуры. Учебное наглядное пособие
предназначено для изучения бакалаврами пропедевтического курса по
основам композиции.
ISBN 978-5-8154-0375-8
УДК 745/749+7.012(075.8)
ББК 85.12я73
© И. В. Воронова, 2017
© Кемеровский государственный институт культуры, 2017
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Пропедевтический курс по основам композиции является важным
для формирования знаний и умений художника-прикладника в области
поиска композиционного расположения различных объектов в пространстве
(плоскостного, объемно-пространственного, объемного), создания внешнего
вида объекта и его структуры согласно принципам гармонизации
композиции (симметрия и асимметрия, форма и ритм, статика и динамика,
нюанс и контраст).
Значение курса «Пропедевтика» для художника-прикладника
заключается в формировании умения создавать уравновешенные
формальные композиционные схемы для будущих объектов, размещающихся
на плоскости, и структуры, определяющие формы будущих предметов
в объеме; умения стилизовать различные объекты предметного мира, а
также в овладении процессом поиска индивидуально-художественного
пластического языка.
Творческая профессия художника декоративно-прикладного
искусства требует владения техническим и академическим рисунком
и профессиональных знаний по проектированию, материаловедению и
технологии, истории искусств. Такая практическая база является основой
для развития концептуального, художественного и визуального мышления,
что необходимо для процесса создания произведений декоративноприкладного
искусства, в частности объектов художественной керамики.
«Пропедевтика» является обязательной дисциплиной, она входит
в вариативную часть учебного плана по направлению подготовки
54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»,
профиль «Художественная керамика», и находится в логической и
содержательно-методической взаимосвязи со следующими дисциплинами:
«Проектирование», «Академический рисунок», «Основы производственного
мастерства», «Технический рисунок», «История искусств», «Материаловедение
и технология».
Целью учебного наглядного пособия является формирование системы
теоретических знаний о построении композиции и практических умений их
применения в профессиональной деятельности художника. Полученные знания
могут быть применены в профессиональной деятельности мастера декоративноприкладного
искусства, работающего с художественной керамикой.
Задачи учебного наглядного пособия:
- сформировать знания и умения художника-прикладника в области
знаний на практике для создания формальной композиции и достижения
выразительности произведения искусства в целом;
организации и гармонизации композиции с помощью различных выразительных
средств;
- способствовать развитию навыков применения системы теоретических
3
Стр.3
- научить использовать различные приемы стилизации, оправданные в
процессе художественно-образной интерпретации декоративной композиции
средствами графики;
- развить навыки создания сюжетно-тематической декоративной композиции
на основе конкретного образа и соответствующего ему стиля.
Учебное наглядное пособие включает четыре главы: «Основы композиции.
Приемы и методы работы над ней», «Основы формообразования и специфика
создания формальной композиционной структуры», «Стилизация как ведущий
прием создания формальной структуры декоратвиной композиции», «Проектирование
сюжетно-тематической декоративной композиции»; учебно-практические
и учебно-наглядные материалы к указанным главам.
В целях организации самостоятельной работы студентов каждый параграф
содержит контрольные вопросы и разноуровневые практические задания,
а также методические рекомендации по выполнению практических заданий.
Форма проведения промежуточного контроля: 1-й семестр – зачет,
2-й семестр – экзамен. Требования к зачету и экзамену размещены
в Приложении 1, раздел «Контрольно-измерительные материалы».
Промежуточный контроль по дисциплине «Пропедевтика» предполагает
следующие формы:
1. Зачетный просмотр учебно-творческих работ (проводится по
расписанию экзаменационной сессии).
2. Экзаменационный просмотр учебно-творческих работ (проводится
по расписанию экзаменационной сессии).
При оценивании работ студентов в ходе обсуждения может использоваться
балльно-рейтинговая система в соответствии с определенными
критериями с дальнейшим переводом в общепринятую систему оценивания.
Параметры и критерии оценки учебно-творческих работ размещены в Приложении
2, раздел «Контрольно-измерительные материалы».
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
НАД НЕЙ ......................................................................................................5
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................... 6
1.1. Композиция и приемы ее организации ................................................ 6
1.2. Основные элементы изобразительного языка графики как средства
визуализации композиции .......................................................................... 8
1.3. Художественный образ как основа композиции произведения ........ 10
1.4. Выразительные средства композиции ............................................... 13
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 1 ................................. 20
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................... 22
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ
ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ................................... 30
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................ 31
2.1. Форма и ритм ..................................................................................... 31
2.2. Средства достижения выразительности произведения искусства .... 35
2.3. Контраст и нюанс ............................................................................... 39
2.4. Статика и динамика ........................................................................... 43
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 2 ..................................47
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................... 50
ГЛАВА 3. СТИЛИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ .................................66
33УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................ 67.1. Стилизация. Возможности ее применения в практических работах ... 67
б.2. Специфика создания декоративной композиции в техниках черноелой
графики .............................................................................................. 68
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 3 ................................. 71
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ..........................................................74
ГЛАВА 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ
КОМПОЗИЦИИ ........................................................................... 84
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................ 85
4.1. Сюжетно-тематическая декоратвиная композиция .......................... 85
4.2. Специфика создания сюжетно-тематической декоративной
композиции ................................................................................................ 85
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГЛАВЕ 4 ................................. 89
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................................... 91
Методические рекомендации по выполнению практических заданий ... 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 104
Контрольно-измерительные материалы ................................................... 106
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....... 111
УЧЕБНО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Глоссарий .................................. 113
119
Стр.119