Pedagogical sciences УДК 37 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.30.104 Е. А. Носков, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассмотрены психологические аспекты адаптации, на основе которых могут быть определены подходы к построению адаптивных систем образования взрослых. <...> Обоснованы положения о приспособлении социально-образовательной среды к личности обучаемого и активном включении субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку индивидуального образовательного маршрута, зависимости адаптационных процессов от психологических особенностей личности. <...> Нельзя отрицать, что успешность адаптации человека к новым условиям зависит от его личностных психологических особенностей, от индивидуального сочетания психологических черт личности, другими словами, характера индивида. <...> Поскольку адаптация всегда связана с преодолением внешних или внутренних трудностей, важную роль в этом процессе играют психологические волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, выдержка, терпение. <...> Очевидно, что если говорить об адаптации человека к видам деятельности, то на первый план должно выступать его отношение к труду, т. е. ответственность, настойчивость, инициативность. <...> При адаптации индивида к новому коллективу, обществу наиболее важными могут оказаться такие черты личности, в которых проявляется отношение к людям: доброта, терпимость, общительность, а также к самому себе: самооценка, скромность, уверенность в себе, требовательность к себе. <...> Отсюда возникает необходимость учёта психологических характеристик человека как существа общественного. <...> Рассмотрение социально-философских оснований адаптации позволило нам выделить такие существенные её характеристики, как приспособление личности к социальным нормам, согласование требований с учётом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды <...>