Для быстрой разработки и апробации различных математических моделей исторических процессов пришлось изобрести специальный метод – каузальное моделирование (К-моделирование) популяций. <...> Таблица всех каузальных связей – это и есть К-модель. <...> Гегель, а вслед за ним революционеры и философы, отвечали на этот вопрос оптимистически: развитие – это непрерывный прогресс знания, технологии, общественной жизни и т.д. <...> 15 Таким образом, во Вселенной существуют два процесса: • катагенез – регресс (упрощение, разрушение) структуры материи в соответствии со вторым началом термодинамики; • арогенез – прогресс (усложнение, созидание) структуры материи вопреки второму началу термодинамики. <...> Следует ответить на вопрос, какие причины вызывают арогенез и ароморфоз вопреки второму началу термодинамики? <...> Этот арогенез происходит вот уже 13,77 млрд. лет, время от времени взрываясь ароморфозами при взрывах сверхновых. <...> Термин «эон» древние греки использовали в двух смыслах: вечность и сущность. <...> Эон в данном тексте – полубесконечная эпоха, открытая в будущее. <...> Мы выделим в этих трех больших эонах некоторые малые эоны, чтобы учесть подробности, неизвестные греческой науке, и добавим новые большие эоны – нэмос и ноос. <...> Каждый эон – эпоха арогенеза, т.е. эволюционного накопления количественных изменений и вызревания нового эона. <...> Завершается эон качественным скачком в новый эон – ароморфозом. <...> Далее следует ожидать нового ароморфоза и нового эона – космическую экспансию человечества – ноогенез. <...> 18 Таблица 1.1 Эоны Малые эоны НЭМОС Космос Геос Эоны развивающегося мира Характеристика Слитность сил Содержание Тьма, Вакуум Гармония сил Смешение сил Протозой Зарождение жизни Аквазой Жизнь в воде Терразой Жизнь на суше Экос Эгос Большой взрыв и космогенез Геогенез Анаэробы, метагены, фотосинтез Дата от РХ –13,77·109 – 5,5·109 – 2,2·109 Длительность Вечность 8,27·109 3,3·109 1,32·109 Многоклеточные – 880 млн 530 млн Мозг М-Ева, Homo Presapiens, суггестия <...>
Математические_модели_исторических_процессов.pdf
УДК [512.64+519.21](075.8)51-77+930.2+930.85
ББК 22.143+22.171.5я73
В751
доктор технических наук, профессор Г.П. Агибалов,
доктор технических наук, профессор Н.В. Лаходынова
Рецензенты:
В751 Математические модели исторических процессов: учебное пособие
/ В.А. Воробьёв; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Архангельск: САФУ, 2016. – 144 с.
ISBN 978-5-261-01094-4
Воробьёв, В.А.
В книге представлен взгляд на исторический процесс как на процесс
арогенеза: парадоксальный, нелинейный, ускоряющийся и обостряющийся,
т.е. радикально изменяющий свое поведение и, соответственно,
математическую модель. Привычных исторических событий
с этой точки зрения не наблюдается, зато открываются фундаментальные
законы истории, пробивающие себе дорогу через исторические
случайности, отвлекающие внимание историков.
Для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов, интересующихся
математическим и компьютерным моделированием
сложных систем и социальных процессов.
УДК [512.64+519.21](075.8)51-77+930.2+930.85
ББК 22.143+22.171.5я73
ISBN 978-5-261-01094-4
© Воробьёв В.А., 2016
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2016
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..............................................................................................
Введение ....................................................................................................
Глава 1. Парадокс истории
1.1. История человечества – часть истории мира ...........................
1.2. Парадокс арогенеза .....................................................................
1.3. Энергетическая природа арогенеза ...........................................
1.4. Предварительная картина истории ...........................................
1.5. Качественные особенности больших эонов.............................
1.6. Человек как субъект истории .....................................................
1.7. Ускорение истории ......................................................................
1.8. Исторические процессы с обострением ...................................
1.9. Парадокс истории ........................................................................
Вопросы для самоконтроля ..............................................................
Глава 2. Экологическая история человечества
2.1. Демографический парадокс .......................................................
2.2. Динамика экологической ниши человечества ........................
2.3. Параметры роста экологической ниши ....................................
2.4. Первобытная и языческая экология ..........................................
2.5. Мировые религии и экология ....................................................
2.6. История человечества в свете экологии ...................................
2.7. Экологическая пауза человечества ...........................................
2.8. Численность человечества в экопаузе ......................................
2.9. Экологическая экспансия человечества ...................................
2.10. Информационный барьер .........................................................
2.11. Системный кризис человечества .............................................
Вопросы для самоконтроля ..............................................................
Глава 3. Каузальные модели исторических процессов
3.1. Пролог математической истории ...............................................
5
6
11
12
16
18
34
39
46
52
55
60
61
66
72
73
76
79
82
84
88
90
94
98
99
3.2. Каузальное моделирование ....................................................... 102
3.3. Эдем, или смерть от удовольствия ........................................... 106
3.4. Трудовая модель роста ниши и населения ............................... 110
3
Стр.4
3.5. Демографический кризис в экопаузе ........................................ 113
3.6. Каузальная модель этногенеза .................................................. 115
3.7. Этногенез и исторический процесс ........................................... 122
3.8. Этногенез, этногеография и геногеография ............................ 126
Вопросы для самоконтроля .............................................................. 133
Заключение ............................................................................................... 134
1. Что мы узнали ................................................................................ 134
2. Что предсказывают математические модели ............................. 137
3. Общий вывод .................................................................................. 139
Библиографический список ..................................................................... 141
Стр.5