Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психология и культура здоровья. Базовые понятия, концепции и подходы (125,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильева О. С.
АвторыФилатов Ф. Р., Южный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц176
ID637273
АннотацияУчебное пособие «Психология и культура здоровья» адресовано студентам 3-го курса факультета психологии ЮФУ, обучающимся в рамках межфакультетской образовательной программы «Культура здоровья», а также преподавателям курсов «Психология здоровья» и «Культура здоровья».
ISBN978-5-9275-0849-5
УДК159.9.07
ББК88.4
Васильева, О.С. Психология и культура здоровья. Базовые понятия, концепции и подходы : учеб. пособие для студентов вузов / Ф.Р. Филатов; Южный федеральный ун-т; О.С. Васильева .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2011 .— 176 с. — ISBN 978-5-9275-0849-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/637273 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Филатов ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Базовые понятия, концепции и подходы Учебное пособие для студентов вузов Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2011 УДК 159.9.07 ББК 88.4 В 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доцент кафедры психологии ИУБИП, канд. биол. наук Приходченко Н. Н.; доцент кафедры психологии личности факультета психологии ЮФУ Прокопьева Е. В. <...> ISBN 978-5-9275-0849-5 Учебное пособие «Психология и культура здоровья» адресовано студентам 3-го курса факультета психологии ЮФУ, обучающимся в рамках межфакультетской образовательной программы «Культура здоровья», а также преподавателям курсов «Психология здоровья» и «Культура здоровья». <...> Феномен здоровья в системах обыденного, естественнонаучного и гуманитарного знания . <...> Патоцентрическая установка в науках о здоровье и в культуре . <...> Объективация болезни и идея дефицитарностижизненной недостаточности» человека) . <...> Доминирующие научные подходы к исследованию здоровья и болезни . <...> Патоцентрический подход: дискурс о здоровье, фокусированный на болезни . <...> Феноменологический и экзистенциальный подходы: гуманитарная альтернатива естественнонаучному нормоцентризму . <...> Холистический подход: здоровье как нерасчленимая целостность и интегрированность личности . <...> Представления о здоровье, сложившиеся в эпоху средневековья: здоровье как индивидуальное самочувствие и правильный образ жизни . <...> Гомеостатические и гетеростатические модели здоровья личности . <...> Здоровье и болезнь в системе самосознания личности. <...> 6 МОДУЛЬ I ТеОРеТИКО-МеТОДОЛОГИчеСКИе ОСнОВы КОМПЛеКСнОГО ИЗУченИЯ ЗДОРОВЬЯ Комплексные цели модуля: 1. <...> Феномен здоровья в системах обыденного, естественнонаучного и гуманитарного знания Проблема здоровья (в целостном спектре его физических, психических, социальных и духовных составляющих) до недавнего времени редко изучалась системно и комплексно, на междисциплинарном <...>
Психология_и_культура_здоровья.pdf
УДК 159.9.07 ББК 88.4 В 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доцент кафедры психологии ИУБИП, канд. биол. наук Приходченко Н. Н.; доцент кафедры психологии личности факультета психологии ЮФУ Прокопьева Е. В. Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» В 19 Васильева О. С. Психология и культура здоровья. Базовые понятия, концепции и подходы / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. – 176 с. ISBN 978-5-9275-0849-5 Учебное пособие «Психология и культура здоровья» адресовано студентам 3-го курса факультета психологии ЮФУ, обучающимся в рамках межфакультетской образовательной программы «Культура здоровья», а также преподавателям курсов «Психология здоровья» и «Культура здоровья». ISBN 978-5-9275-0849-5 УДК 159.9.07 ББК 88.4 © Васильева О. С., Филатов Ф. Р., 2011 © Южный федеральный университет, 2011 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2011
Стр.2
СОДеРжАнИе От авторов ................................................................. 6 Модуль I. Теоретико-методологические основы комплексного изучения здоровья ................................. 7 1.1. Феномен здоровья в системах обыденного, естественнонаучного и гуманитарного знания ........... 7 1.1.1. Здоровье как негативное понятие: определение через отрицание .............................. 8 1.1.2. Патоцентрическая установка в науках о здоровье и в культуре .................................... 11 1.1.3. Объективация болезни и идея дефицитарности («жизненной недостаточности» человека) ........................................................ 15 1.1.4. Идея изначального антагонизма в отношениях между индивидуумом и средой, личностью и обществом ...................... 18 1.1.5. Современные тенденции научного изучения и осмысления проблематики здоровья ................ 19 1.2. Доминирующие научные подходы к исследованию здоровья и болезни ....................... 23 1.2.1. Нормоцентрический подход: отождествление «здоровья» и «нормы» .............. 24 1.2.2. Патоцентрический подход: дискурс о здоровье, фокусированный на болезни ............. 32 1.2.3. Феноменологический и экзистенциальный подходы: гуманитарная альтернатива естественнонаучному нормоцентризму ................ 37 1.2.4. Холистический подход: здоровье как нерасчленимая целостность и интегрированность личности .......................... 40 1.2.5. Социально-ориентированные подходы: здоровье как социокультурная переменная .......... 42 3
Стр.3
1.2.6. Аксиологический подход: здоровье как ценностная универсалия ............................. 44 1.2.7. Акмеологический подход: здоровье как условие самореализации человека ................ 45 Модуль II. Культурно-исторический анализ представлений о здоровье ......................................... 53 2.1. Ранние свидетельства заботы человека о собственном здоровье ......................................... 54 2.2. Представления о здоровье, сложившиеся в античной философии и медицине: здоровье как внутренняя согласованность ............................ 55 2.3. Представления о здоровье, сложившиеся в эпоху средневековья: здоровье как индивидуальное самочувствие и правильный образ жизни ................................... 64 2.4. Новоевропейские представления о здоровье. Здоровье как аспект адаптации и условие самореализации человека ..................................... 68 Модуль III. Основы психологии здоровья ................... 78 3.1. Становление предметной области психологии здоровья ............................................................. 78 3.1.1. Предпосылки возникновения психологии здоровья ......................................................... 78 3.1.2. Вклад В. М. Бехтерева в отечественную науку о здоровье .............................................. 86 3.1.3. История развития психологии здоровья ......................................................... 90 3.2. Теоретические основы психологии здоровья. Здоровье как интегративная характеристика личности ............................................................. 95 3.2.1. Гомеостатические и гетеростатические модели здоровья личности ................................ 95 4
Стр.4
3.2.2. Интегративный подход: здоровье как триединство саморегуляции, адаптации и самореализации личности .............................. 99 3.2.3. Теоретический анализ понятия «здоровье» в психологических учениях xx века ................ 116 3.3. Понятия психического и психологического здоровья ............................................................ 137 3.4. Здоровье и болезнь в системе самосознания личности. «Внутренняя картина болезни» и «внутренняя картина здоровья» ........................ 140 Заключение ........................................................... 156 Приложения .......................................................... 163 I. Глоссарий ....................................................... 163 II. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья ........................................ 164 III. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Исследование внутренней картины здоровья у студентов вуза: типологические различия ............................................................ 170 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.