Филатов ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Базовые понятия, концепции и подходы Учебное пособие для студентов вузов Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2011 УДК 159.9.07 ББК 88.4 В 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доцент кафедры психологии ИУБИП, канд. биол. наук Приходченко Н. Н.; доцент кафедры психологии личности факультета психологии ЮФУ Прокопьева Е. В. <...> ISBN 978-5-9275-0849-5 Учебное пособие «Психология и культура здоровья» адресовано студентам 3-го курса факультета психологии ЮФУ, обучающимся в рамках межфакультетской образовательной программы «Культура здоровья», а также преподавателям курсов «Психология здоровья» и «Культура здоровья». <...> Феномен здоровья в системах обыденного, естественнонаучного и гуманитарного знания . <...> Патоцентрическая установка в науках о здоровье и в культуре . <...> Объективация болезни и идея дефицитарности («жизненной недостаточности» человека) . <...> Доминирующие научные подходы к исследованию здоровья и болезни . <...> Патоцентрический подход: дискурс о здоровье, фокусированный на болезни . <...> Феноменологический и экзистенциальный подходы: гуманитарная альтернатива естественнонаучному нормоцентризму . <...> Холистический подход: здоровье как нерасчленимая целостность и интегрированность личности . <...> Представления о здоровье, сложившиеся в эпоху средневековья: здоровье как индивидуальное самочувствие и правильный образ жизни . <...> Гомеостатические и гетеростатические модели здоровья личности . <...> Здоровье и болезнь в системе самосознания личности. <...> 6 МОДУЛЬ I ТеОРеТИКО-МеТОДОЛОГИчеСКИе ОСнОВы КОМПЛеКСнОГО ИЗУченИЯ ЗДОРОВЬЯ Комплексные цели модуля: 1. <...> Феномен здоровья в системах обыденного, естественнонаучного и гуманитарного знания Проблема здоровья (в целостном спектре его физических, психических, социальных и духовных составляющих) до недавнего времени редко изучалась системно и комплексно, на междисциплинарном <...>
Психология_и_культура_здоровья.pdf
УДК 159.9.07
ББК 88.4
В 19
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доцент кафедры психологии ИУБИП, канд. биол. наук Приходченко Н. Н.;
доцент кафедры психологии личности факультета
психологии ЮФУ Прокопьева Е. В.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
В 19
Васильева О. С.
Психология и культура здоровья. Базовые понятия, концепции
и подходы / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Ростов н/Д:
Изд-во ЮФУ, 2011. – 176 с.
ISBN 978-5-9275-0849-5
Учебное пособие «Психология и культура здоровья» адресовано студентам
3-го курса факультета психологии ЮФУ, обучающимся в рамках
межфакультетской образовательной программы «Культура здоровья», а
также преподавателям курсов «Психология здоровья» и «Культура здоровья».
ISBN
978-5-9275-0849-5
УДК 159.9.07
ББК 88.4
© Васильева О. С., Филатов Ф. Р., 2011
© Южный федеральный университет, 2011
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2011
Стр.2
СОДеРжАнИе
От авторов ................................................................. 6
Модуль I. Теоретико-методологические основы
комплексного изучения здоровья ................................. 7
1.1. Феномен здоровья в системах обыденного,
естественнонаучного и гуманитарного знания ........... 7
1.1.1. Здоровье как негативное понятие:
определение через отрицание .............................. 8
1.1.2. Патоцентрическая установка в науках
о здоровье и в культуре .................................... 11
1.1.3. Объективация болезни и идея
дефицитарности («жизненной недостаточности»
человека) ........................................................ 15
1.1.4. Идея изначального антагонизма
в отношениях между индивидуумом
и средой, личностью и обществом ...................... 18
1.1.5. Современные тенденции научного изучения
и осмысления проблематики здоровья ................ 19
1.2. Доминирующие научные подходы
к исследованию здоровья и болезни ....................... 23
1.2.1. Нормоцентрический подход:
отождествление «здоровья» и «нормы» .............. 24
1.2.2. Патоцентрический подход: дискурс
о здоровье, фокусированный на болезни ............. 32
1.2.3. Феноменологический и экзистенциальный
подходы: гуманитарная альтернатива
естественнонаучному нормоцентризму ................ 37
1.2.4. Холистический подход: здоровье
как нерасчленимая целостность
и интегрированность личности .......................... 40
1.2.5. Социально-ориентированные подходы:
здоровье как социокультурная переменная .......... 42
3
Стр.3
1.2.6. Аксиологический подход: здоровье
как ценностная универсалия ............................. 44
1.2.7. Акмеологический подход: здоровье
как условие самореализации человека ................ 45
Модуль II. Культурно-исторический анализ
представлений о здоровье ......................................... 53
2.1. Ранние свидетельства заботы человека
о собственном здоровье ......................................... 54
2.2. Представления о здоровье, сложившиеся
в античной философии и медицине: здоровье
как внутренняя согласованность ............................ 55
2.3. Представления о здоровье, сложившиеся
в эпоху средневековья: здоровье
как индивидуальное самочувствие
и правильный образ жизни ................................... 64
2.4. Новоевропейские представления о здоровье.
Здоровье как аспект адаптации и условие
самореализации человека ..................................... 68
Модуль III. Основы психологии здоровья ................... 78
3.1. Становление предметной области психологии
здоровья ............................................................. 78
3.1.1. Предпосылки возникновения психологии
здоровья ......................................................... 78
3.1.2. Вклад В. М. Бехтерева в отечественную
науку о здоровье .............................................. 86
3.1.3. История развития психологии
здоровья ......................................................... 90
3.2. Теоретические основы психологии здоровья.
Здоровье как интегративная характеристика
личности ............................................................. 95
3.2.1. Гомеостатические и гетеростатические
модели здоровья личности ................................ 95
4
Стр.4
3.2.2. Интегративный подход: здоровье
как триединство саморегуляции, адаптации
и самореализации личности .............................. 99
3.2.3. Теоретический анализ понятия «здоровье»
в психологических учениях xx века ................ 116
3.3. Понятия психического и психологического
здоровья ............................................................ 137
3.4. Здоровье и болезнь в системе самосознания
личности. «Внутренняя картина болезни»
и «внутренняя картина здоровья» ........................ 140
Заключение ........................................................... 156
Приложения .......................................................... 163
I. Глоссарий ....................................................... 163
II. Бехтерев В.М. Личность и условия
ее развития и здоровья ........................................ 164
III. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Исследование
внутренней картины здоровья
у студентов вуза: типологические
различия ............................................................ 170
5
Стр.5