В неканоническую эпоху именно художественный мир становится наиболее адекватным теоретическим ключом к пониманию стихотворений, освободившихся от жестких жанровых канонов. <...> В работе систематизируются подходы к миру лирики, а также на основе представления о диалогичности слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда взаимосвязанных аспектов мира лирического произведения, образующих его архитектонику и преломляющих родовое содержание. <...> 47 Родовой подход к лирике: проблема научного применения . <...> 60 Глава 3 Архитектоника художественного мира лирического произведения . <...> 114 Лирический сюжет как мир в развитии . <...> Ничего страшного: в самом обобщенном смысле эта книга — об архитектуре мира, какой ее видит лирика. <...> Такой читатель в некотором смысле нуждается в апологии лирики, которая бы показывала, как встроено лирическое высказывание в жизнь человека, какое место оно в ней занимает. <...> По этой причине мне важно докопаться до того ядра в лирике, которое с момента оформления литературного рода до сегодняшнего дня продолжает отвечать потребностям человека. <...> Представление о художественном мире лирического произведения возникло как ответ на новые потребности, возникшие 1 Гаспаров М. Л. <...> Историческая поэтика дала примеры частных продуктивных обращений к миру лирики, а также методику для дальнейшей теоретической работы. <...> На основе представления о специфике диалогичности слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда категорий мира лирического произведения, преломляющих родовое содержание и образующих в своей взаимосвязи архитектонику мира лирики. <...> Конкретизируется представление о так называемой «темной лирике» и предлагаются анализы художественного мира нескольких стихотворений, относимых к лирике такого рода. <...> Определяется специфика функционирования жанра в неклассическую эпоху, предлагается метод анализа новых жанровых парадигм. <...> В Заключении предлагается оригинальное <...>
Здание_лирики_архитектоника_мира_лирического_произведения.pdf
УДК 821.0
ББК 83
К 59
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
профессор Гиршман М. М.
(Донецкий национальный университет);
профессор Шайтанов И. О.
(Российский государственный гуманитарный университет)
Монография подготовлена и издана в рамках
национального проекта «Образование» по «Программе развития
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
К 59
Козлов В. И.
Здание лирики: Архитектоника мира лирического произведения:
монография / В. И. Козлов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ,
2009. – 240 с.
ISBN 978-5-9275-0616-3
В монографии предлагается взглянуть на феномен лирического
произведения с точки зрения его художественного мира — категории,
которой в теории лирики традиционно уделялся минимум внимания.
В неканоническую эпоху именно художественный мир становится наиболее
адекватным теоретическим ключом к пониманию стихотворений,
освободившихся от жестких жанровых канонов. В работе систематизируются
подходы к миру лирики, а также на основе представления о диалогичности
слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда
взаимосвязанных аспектов мира лирического произведения, образующих
его архитектонику и преломляющих родовое содержание.
Предназначена для филологов, преподавателей, аспирантов, студентов,
а также для всех интересующихся феноменом лирики.
ISBN 978-5-9275-0616-3
УДК 821.0
ББК 83
© Козлов В. И., 2009
© Южный федеральный университет, 2009
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2009
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ......................................................................................... 5
Введение: апология лирического вымысла .................................... 11
Глава 1
Историчность категории художественного мира ........................ 24
Романтические истоки: возникновение интереса ..................... 25
Античное наследие: теория внутренней формы ........................ 29
Христианский подтекст: слово как путь ................................... 38
Глава 2
Пути теории к миру лирики ........................................................ 47
Лингвистически ориентированный подход: редукция мира ...... 47
Родовой подход к лирике: проблема научного применения ....... 56
Историческая поэтика: проверено эволюцией .......................... 60
Глава 3
Архитектоника художественного мира
лирического произведения ........................................................... 72
Диалогичность лирики: родовые черты ..................................... 76
Лирическое событие как со-бытие ............................................. 87
Поэтическое сознание как голос хора ........................................ 93
Лирическая ситуация как причина высказывания ................. 107
Лирический мотив как ключевое слово ................................... 114
Лирический сюжет как мир в развитии ................................. 121
3
Стр.3
Глава 4
«Здание лирики» внутри одного стихотворения ....................... 142
Традиция «темной лирики» и «большое время» ...................... 142
Драма с забытым словом: «Ласточка» О. Мандельштама ......... 149
Муза и азы: «Ты здесь, мы в воздухе одном…» Б. Пастернака ... 154
Драмы автора и героя: «Ниоткуда с любовью…» И. Бродского ...... 160
Глубина воды и времени.
«…А в той земле, где Рыбинское море…» О. Чухонцева ............ 168
Глава 5
Жанровое мышление неклассической поэзии ........................... 177
Роли рода и жанра в лирическом произведении ...................... 178
Так в чем состоит проблема жанра? ........................................ 183
Жанровые элементы: «фрагмент» и «блуждающее слово» ......... 190
Стихотворение как пространство жанровой борьбы ................ 199
Имя жанра: формула «бытовой оды» ........................................... 210
Заключение: определение лирики ............................................... 218
Библиография ............................................................................. 222
Стр.4