Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Здание лирики. Архитектоника мира лирического произведения (125,00 руб.)

0   0
Первый авторКозлов В. И.
АвторыЮжный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц240
ID637095
АннотацияВ монографии предлагается взглянуть на феномен лирического произведения с точки зрения его художественного мира — категории, которой в теории лирики традиционно уделялся минимум внимания. В неканоническую эпоху именно художественный мир становится наиболее адекватным теоретическим ключом к пониманию стихотворений, освободившихся от жестких жанровых канонов. В работе систематизируются подходы к миру лирики, а также на основе представления о диалогичности слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда взаимосвязанных аспектов мира лирического произведения, образующих его архитектонику и преломляющих родовое содержание.
Кому рекомендованоПредназначена для филологов, преподавателей, аспирантов, студентов, а также для всех интересующихся феноменом лирики.
ISBN978-5-9275-0616-3
УДК821.0
ББК83
Козлов, В.И. Здание лирики. Архитектоника мира лирического произведения : [монография] / Южный федеральный ун-т; В.И. Козлов .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2009 .— 240 с. — Библиогр.: с. 222-237 .— ISBN 978-5-9275-0616-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/637095 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В неканоническую эпоху именно художественный мир становится наиболее адекватным теоретическим ключом к пониманию стихотворений, освободившихся от жестких жанровых канонов. <...> В работе систематизируются подходы к миру лирики, а также на основе представления о диалогичности слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда взаимосвязанных аспектов мира лирического произведения, образующих его архитектонику и преломляющих родовое содержание. <...> 47 Родовой подход к лирике: проблема научного применения . <...> 60 Глава 3 Архитектоника художественного мира лирического произведения . <...> 114 Лирический сюжет как мир в развитии . <...> Ничего страшного: в самом обобщенном смысле эта книга — об архитектуре мира, какой ее видит лирика. <...> Такой читатель в некотором смысле нуждается в апологии лирики, которая бы показывала, как встроено лирическое высказывание в жизнь человека, какое место оно в ней занимает. <...> По этой причине мне важно докопаться до того ядра в лирике, которое с момента оформления литературного рода до сегодняшнего дня продолжает отвечать потребностям человека. <...> Представление о художественном мире лирического произведения возникло как ответ на новые потребности, возникшие 1 Гаспаров М. Л. <...> Историческая поэтика дала примеры частных продуктивных обращений к миру лирики, а также методику для дальнейшей теоретической работы. <...> На основе представления о специфике диалогичности слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда категорий мира лирического произведения, преломляющих родовое содержание и образующих в своей взаимосвязи архитектонику мира лирики. <...> Конкретизируется представление о так называемой «темной лирике» и предлагаются анализы художественного мира нескольких стихотворений, относимых к лирике такого рода. <...> Определяется специфика функционирования жанра в неклассическую эпоху, предлагается метод анализа новых жанровых парадигм. <...> В Заключении предлагается оригинальное <...>
Здание_лирики_архитектоника_мира_лирического_произведения.pdf
УДК 821.0 ББК 83 К 59 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: профессор Гиршман М. М. (Донецкий национальный университет); профессор Шайтанов И. О. (Российский государственный гуманитарный университет) Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» К 59 Козлов В. И. Здание лирики: Архитектоника мира лирического произведения: монография / В. И. Козлов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 240 с. ISBN 978-5-9275-0616-3 В монографии предлагается взглянуть на феномен лирического произведения с точки зрения его художественного мира — категории, которой в теории лирики традиционно уделялся минимум внимания. В неканоническую эпоху именно художественный мир становится наиболее адекватным теоретическим ключом к пониманию стихотворений, освободившихся от жестких жанровых канонов. В работе систематизируются подходы к миру лирики, а также на основе представления о диалогичности слова в лирике предлагается теоретическая разработка ряда взаимосвязанных аспектов мира лирического произведения, образующих его архитектонику и преломляющих родовое содержание. Предназначена для филологов, преподавателей, аспирантов, студентов, а также для всех интересующихся феноменом лирики. ISBN 978-5-9275-0616-3 УДК 821.0 ББК 83 © Козлов В. И., 2009 © Южный федеральный университет, 2009 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора ......................................................................................... 5 Введение: апология лирического вымысла .................................... 11 Глава 1 Историчность категории художественного мира ........................ 24 Романтические истоки: возникновение интереса ..................... 25 Античное наследие: теория внутренней формы ........................ 29 Христианский подтекст: слово как путь ................................... 38 Глава 2 Пути теории к миру лирики ........................................................ 47 Лингвистически ориентированный подход: редукция мира ...... 47 Родовой подход к лирике: проблема научного применения ....... 56 Историческая поэтика: проверено эволюцией .......................... 60 Глава 3 Архитектоника художественного мира лирического произведения ........................................................... 72 Диалогичность лирики: родовые черты ..................................... 76 Лирическое событие как со-бытие ............................................. 87 Поэтическое сознание как голос хора ........................................ 93 Лирическая ситуация как причина высказывания ................. 107 Лирический мотив как ключевое слово ................................... 114 Лирический сюжет как мир в развитии ................................. 121 3
Стр.3
Глава 4 «Здание лирики» внутри одного стихотворения ....................... 142 Традиция «темной лирики» и «большое время» ...................... 142 Драма с забытым словом: «Ласточка» О. Мандельштама ......... 149 Муза и азы: «Ты здесь, мы в воздухе одном…» Б. Пастернака ... 154 Драмы автора и героя: «Ниоткуда с любовью…» И. Бродского ...... 160 Глубина воды и времени. «…А в той земле, где Рыбинское море…» О. Чухонцева ............ 168 Глава 5 Жанровое мышление неклассической поэзии ........................... 177 Роли рода и жанра в лирическом произведении ...................... 178 Так в чем состоит проблема жанра? ........................................ 183 Жанровые элементы: «фрагмент» и «блуждающее слово» ......... 190 Стихотворение как пространство жанровой борьбы ................ 199 Имя жанра: формула «бытовой оды» ........................................... 210 Заключение: определение лирики ............................................... 218 Библиография ............................................................................. 222
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.