Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки  / № 5 2017

Парадоксы целостности человека в наследии Киевской философско-антропологической школы (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДаренский
Страниц11
ID635731
АннотацияСтатья посвящена анализу парадоксов концепции человеческой целостности, развитой в исследованиях ключевых авторов Киевской философско-антропологической школы в 1980-е годы. В частности, проблематика концепта «мир человека», предложенного авторами этой школы, рассматривается как основа анализа экзистенциального опыта человека. Показано, что понимание данного концепта авторами Киевской школы основано на переосмыслении понятия практики и ряда ключевых философских категорий, а также связано с интерпретацией архетипов культуры в рамках марксистского подхода. Категории диалектики целостности и их сущностные парадоксы как особые антропологические феномены раскрываются в статье как важный источник интеллектуального и экзистенциального опыта для современного человека; анализируются специфические особенности этой диалектики. Особое внимание уделено «внутренним механизмам» самой диалектической рефлексии о бытии в культуре и научном разуме и ее парадоксальной природе. Показана актуальность парадоксов человеческой целостности, раскрытых в гносеологических работах авторов Киевской школы, для современной философии науки. Человеческая целостность, самоотрицаясь в процессах экзистенциальных трансформаций личности, затем снова – практически и творчески – реконструируется в новой соотнесенности с целостностью культуры. Человек философски осмысляется как такое «странное» сущее, которое в самом факте существования изначально еще не имеет своей действительной определенности: чтобы подлинно «быть», это сущее еще должно «найти себя». И поэтому человеческое бытие в движении обретения своей подлинности всегда необходимо содержит в себе вечную коллизию «нахождения человеком самого себя», реализацию стремления человека к единству своей сущности и существо- вания, а это единство, в свою очередь, появляется лишь в результате реализованной свободы человеческой жизни. В исследовании показано, что анализ парадоксов целостности «мира человека», вскрытых авторами Киевской школы, актуализирует дальнейшую разработку философской категории медиации как особого теоретического инструмента анализа человеческой целостности, опосредованной этими парадоксами.
Даренский, В.Ю. Парадоксы целостности человека в наследии Киевской философско-антропологической школы / В.Ю. Даренский // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 5 .— С. 67-77 .— URL: https://rucont.ru/efd/635731 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 111.1:17.02 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.5.67 ДАРЕНСКИЙ Виталий Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки и техники Луганского национального аграрного университета. <...> Автор более 200 научных публикаций* ПАРАДОКСЫ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В НАСЛЕДИИ КИЕВСКОЙ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Статья посвящена анализу парадоксов концепции человеческой целостности, развитой в исследованиях ключевых авторов Киевской философско-антропологической школы в 1980-е годы. <...> В частности, проблематика концепта «мир человека», предложенного авторами этой школы, рассматривается как основа анализа экзистенциального опыта человека. <...> Показано, что понимание данного концепта авторами Киевской школы основано на переосмыслении понятия практики и ряда ключевых философских категорий, а также связано с интерпретацией архетипов культуры в рамках марксистского подхода. <...> Категории диалектики целостности и их сущностные парадоксы как особые антропологические феномены раскрываются в статье как важный источник интеллектуального и экзистенциального опыта для современного человека; анализируются специфические особенности этой диалектики. <...> Показана актуальность парадоксов человеческой целостности, раскрытых в гносеологических работах авторов Киевской школы, для современной философии науки. <...> Человеческая целостность, самоотрицаясь в процессах экзистенциальных трансформаций личности, затем снова – практически и творчески – реконструируется в новой соотнесенности с целостностью культуры. <...> И поэтому человеческое бытие в движении обретения своей подлинности всегда необходимо содержит в себе вечную коллизию «нахождения человеком самого себя», реализацию стремления человека к единству своей сущности и существования, а это единство, в свою очередь, появляется лишь в результате реализованной свободы человеческой жизни. <...> В исследовании показано, что анализ парадоксов целостности «мира <...>