МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» Факультет ветеринарной медицины Кафедра Физиологии сельскохозяйственных животных и экологии Материалы по активным и интерактивным формам проведения занятий Дисциплина (модуль) Б1. <...> 01 Методология науки шифр и название по учебному плану Специальность (образовательная программа) 36.04.01 Ветеринарносанитарная экспертиза шифр и наименование уровень магистратура шифр и наименование Якутск, 2017 г. Содержание Обучение с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. <...> Целями интерактивного обучения студентов является создание условий, способствующих активизации учебнопознавательных действий студентов и повышающих эффективность обучения. <...> Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля. <...> Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей. <...> Задачами интерактивных занятий являются: o пробуждение у студентов интереса к обучению; o эффективное усвоение учебного материала; o самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); o обучение работе в команде: проявление <...>
Материалы_по_активным_и_интерактивным_формам_проведения_занятий_по_дисциплине_(модулю)_Методология_науки.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Якутская государственная сельскохозяйственная академия»
Факультет ветеринарной медицины
Кафедра Физиологии сельскохозяйственных животных и экологии
Материалы по активным и интерактивным формам проведения занятий
Дисциплина (модуль) Б1.В.01 Методология науки
шифр и название по учебному плану
Специальность (образовательная программа) 36.04.01 Ветеринарносанитарная
экспертиза
шифр и наименование
уровень магистратура
шифр и наименование
Якутск, 2017 г.
Стр.1
Содержание
Обучение с применением активных и интерактивных методов, в
отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным
слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы
без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в
решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями,
идеями, способами деятельности.
1. Цели и задачи. Целями интерактивного обучения студентов
является создание условий, способствующих активизации учебнопознавательных
действий студентов и повышающих эффективность
обучения. Преподаватель создает такую среду образовательного общения,
которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при
взаимной оценке и контроля. Интерактивное обучение способствует
развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает
установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в
команде, расширяет спектр образовательных возможностей.
Задачами интерактивных занятий являются:
o пробуждение у студентов интереса к обучению;
o эффективное усвоение учебного материала;
o самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения
поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или
нахождение собственного варианта и обоснование решения);
o обучение работе в команде: проявление толерантности к различным
точкам зрения, уважение прав каждого участника на свободу слова;
o формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на
определенные факты;
o выход на уровень осознанной компетентности студента.
2. Объем и виды активных и интерактивных занятий. Удельный вес
занятий, проводимый в активных и интерактивных формах, определяется
ООП по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарно-санитарная
экспертиза (уровень магистратура) и должна составлять до 30% от объема
аудиторных занятий. Количество часов, отводимых на интерактивные формы
обучения, предусмотрено учебным планом и отражено в тематическом плане
учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД).
3. Алгоритм проведения интерактивного занятия: подготовка занятия,
вступление, основная часть, рефлексия.
Стр.2
Занятие 1: Интерактивная лекция по теме «Методы научных
исследований», 2 акад. часа.
1. Подготовка занятия. По данной теме выбрана форма проведения в
виде интерактивной лекции с дискуссией со студентами. Данная тема
основывается на знаниях, полученных студентами по дисциплинам (модулю)
«Философские проблемы науки и техники». Участниками лекции являются
магистранты 2-го курса по направлению подготовки 36.04.01 Ветеринарносанитарная
экспертиза (уровень магистратура).
Материалы и оборудования: мультимедийная установка, компьютер,
экран, учебная доска, мел и тряпка.
2. Вступление: Преподаватель проводит контроль присутствия
обучающихся на занятии, сообщает тему и цели занятия. Знакомит
участников с правилами проведения занятия, в каких пределах они могут
действовать на занятии. Оповещает, что результат активной работы
учитывается при балльно-рейтинговом контроле знаний, максимально - 1
балл. Основными правилами участников занятия являются активность,
уважительное отношение к мнению других, заинтересованность в конечном
результате занятия.
3. Основная часть: лекция начинается в интерактивной форме с опроса
обучающихся о структуре научного знания и видах познавательной
деятельности, понятиях - эмпирическое и теоретическое исследования, а
также основных критериях, по которым различаются эти уровни знаний.
Примерные вопросы, подготовленные преподавателем заранее:
Основные критерии научного знания;
Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент);
Методы теоретического исследования (мысленный эксперимент,
идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетикодедуктивный
метод, математическая гипотеза);
Специфика научного исследования;
Что такое факт?
Что такое гипотеза?
Что такое теория?
В чем сложность постановки научной проблемы?
Выбор исследовательского подхода и методов познания.
Далее преподаватель, определив на каком уровне остаточные знания о
структуре научного знания у обучающихся, начинает свою лекцию. Лекция
оформлена 18 слайдами с использованием графиков, иллюстраций, схем и
символов.
4. Выводы (рефлексия). Рефлексия проводится на эмоциональном
аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия.
Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение
участников к содержательному аспекту использованных методик,
Стр.3