ISBN 5 -8 7 677-010-8 © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2003 г. Чувашское искусство 3 МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Развитие художественной культуры Чувашии в XX столетии — один из феноменов, который еще предстоит осмысливать искусствоведам, философам и культурологам. <...> Чувашская культура здесь выступает как одно из ее звеньев в ряду типологически однопорядковых, активно взаимодействующих друг с другом культур. <...> Участие в создании настоящей книги авторов, представляющих не только Чувашию, но и, в первом разделе, Венгрию (Каталин Пакша — этномузыковед, развивающая направление, в котором работали Кодай и Викар), Болгарию (Павлина Митрева), США (Мери Б. <...> В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕНТАТОННЫЕ МЕЛОДИИ УЗКОГО ДИАПАЗОНА В ВЕНГЕРСКОЙ и чувашской НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ1 Каталин Пакта Чем более совершенна мелодия, тем более характерны ее диапазон, звукоряд, мелодическая линия, мотивика1 ’1 и структура и тем убедительнее можно показать близость и сходство с помощью сравнительного исследования. <...> С тех пор как Кодай стал изучать данный вопрос, внимание сосредоточивалось на параллелях между пентатонными песнями нисходящего направления с диапазоном шире октавы древнего слоя венгерской народной музыки и подобными песнями родственных народов [см. Кодай 1934, 1971; также Барток 1981]. <...> Меньше было сказано о его сравнениях песен с узким диапазоном, так как они не имеют квинтово-транспозиционной структуры и поэтому казались менее характерными [Кодай 1971; примеры 43, 57 и 64, с двумя марийскими и одной удмуртской мелодиями]. <...> Они встречаются реже, однако не являются исключением, и более поздние собрания, которые дополняют прежнюю информацию, еще и еще раз подтверждают, что это не случайные, испорченные или неоригинальные варианты, а примеры более ранней стадии в развитии мелодики: простейшая пентатоника, основная пятизвучная шкала с наиболее узким диапазоном (сексты so-lado-re-mi", т.е. F-G-B-C-D <...>
Чувашское_искусство__вопросы_теории_и_истории.pdf
290
Чувашское искусство
СОД ЕРЖ АН ИЕ
Межнациональное пространство художественной культуры.
М. Г. Кондратьев ............................................................................................... 3
I. В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Пакта К. Пентатонные мелодии узкого диапазона в венгерской и
чувашской народной музыке ........................................................................ 6
Кондратьев М.Г. После полувековых ожиданий: Ласло Викар и
чувашская музыка ............................
36
Бушуева Л.И. Композитор и фольклор: Взгляд на проблему музыковедов
Венгрии ........................................................................................... 49
Васильев Ю.В. О международных фольклорных фестивалях. Из
опыта гастролей Чувашского ансамбля ...................................................... 67
Митрева П.Г. Эстетика и символика орнамента в болгарском
народном искусстве ......................................................................................... 76
Трофимов ЮЛ. Народная «временная» культовая скульптура чувашей
и дунайских болгар: канон, композиция, структура, образ
89
Келли М.Б. Чувашские островерхие шлемы ..................................... 123
Мордвинова А.И. Художники зарубежья на выставке «Мир этих
глаз-2. Геннадий Айги и его художественное окружение» ................. 130
II. В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ:
ПЛОДЫ ЧЕТЫРЕХВЕКОВОГО ПАРТНЕРСТВА
Кондратьев М.Г. Российский период истории устной музыки
чувашей. О чувашско-русских этномузыкальных параллелях............ 141
Данилова И.В. Двуязычие как проблема музыковедения (К вопросу
о двуязычии в чувашской музыке) .................................................... 179
Мордвинова А.И. Православные памятники в контексте религиозных
представлений чувашского народа (На примере церковной
скульптуры) ......................................................................................................... 196
Дмитриев И.А. Жанр исторической драмы на чувашской сцене .... 207
Викторов Ю.В. Проблема «герой и художественный образ» в
творчестве А.К.Брындина .............................................................................. 226
Стр.292
Чувашское искусство
291
III. В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА:
ЗВЕНЬЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Кондратьев М.Г. Музыкальная культура чувашей как часть ВолгоУральской
музыкальной цивилизации ........................................................ 233
Бояркин Н.И. Об общности традиционной инструментальной
музыки марийцев, мордвы и чувашей.......................................................... 249
Бояркина Л.Б. Проблемы музыкального образования в республиках
Поволжско-Уральского региона в свете изучения некоторых межэтнических
взаимосвязей ................................................................................... 261
ПРИЛОЖЕНИЕ
Владимир Михайлович Мазанов (К 80-летию со дня рождения).
И.А.Дмитриев ..................................................................................................... 272
Современное чувашское искусствоведение и Ю.В.Викторов (К 60летию
со дня рождения). М.Г.Кондратьев ............................................... 276
Научные труды Ю.В. Викторова. Персональные выставки художественных
произведений и научных трудов Ю.В.Викторова............. 281
Память. В.А.Прохорова ............................................................................. 286
Стр.293