Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Чувашское искусство : вопросы теории и истории (290,00 руб.)

0   0
АвторыКондратьев Михаил Григорьевич, Чувашский государственный институт гуманитарных наук
ИздательствоЧГИГН
Страниц296
ID635254
АннотацияВ сборник включенны исследования по проблеме межнациональных связей художественной культуры Чувашии. Авторами публикуемых статей являются как опытные исследователи, известные читателям своими трудами, так и аспиранты, недавно начавшие свой путь в науке. Авторы статей представляют не только Чувашию, но и зарубежные страны и соседнюю республику.
ISBN978-5-87677-010-8
УДК7(470.344)(082)
ББК85.03(2РОС)[Чув];я54; 85.03(2РОС)[Чув]-021.8;я54; К85.03я54
Чувашское искусство : вопросы теории и истории : [сб. ст.]. Вып. 5 : Межнациональное пространство художественной культуры / М. Г. Кондратьев; Чувашский государственный институт гуманитарных наук .— Чебоксары : ЧГИГН, 2003 .— 296 с. : ил. — Разночтнение заглавия: Межнациональное пространство художественной культуры .— ISBN 978-5-87677-010-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/635254 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 5 -8 7 677-010-8 © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2003 г. Чувашское искусство 3 МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Развитие художественной культуры Чувашии в XX столетии — один из феноменов, который еще предстоит осмысливать искусствоведам, философам и культурологам. <...> Чувашская культура здесь выступает как одно из ее звеньев в ряду типологически однопорядковых, активно взаимодействующих друг с другом культур. <...> Участие в создании настоящей книги авторов, представляющих не только Чувашию, но и, в первом разделе, Венгрию (Каталин Пакша — этномузыковед, развивающая направление, в котором работали Кодай и Викар), Болгарию (Павлина Митрева), США (Мери Б. <...> В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕНТАТОННЫЕ МЕЛОДИИ УЗКОГО ДИАПАЗОНА В ВЕНГЕРСКОЙ и чувашской НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ1 Каталин Пакта Чем более совершенна мелодия, тем более характерны ее диапазон, звукоряд, мелодическая линия, мотивика1 ’1 и структура и тем убедительнее можно показать близость и сходство с помощью сравнительного исследования. <...> С тех пор как Кодай стал изучать данный вопрос, внимание сосредоточивалось на параллелях между пентатонными песнями нисходящего направления с диапазоном шире октавы древнего слоя венгерской народной музыки и подобными песнями родственных народов [см. Кодай 1934, 1971; также Барток 1981]. <...> Меньше было сказано о его сравнениях песен с узким диапазоном, так как они не имеют квинтово-транспозиционной структуры и поэтому казались менее характерными [Кодай 1971; примеры 43, 57 и 64, с двумя марийскими и одной удмуртской мелодиями]. <...> Они встречаются реже, однако не являются исключением, и более поздние собрания, которые дополняют прежнюю информацию, еще и еще раз подтверждают, что это не случайные, испорченные или неоригинальные варианты, а примеры более ранней стадии в развитии мелодики: простейшая пентатоника, основная пятизвучная шкала с наиболее узким диапазоном (сексты so-lado-re-mi", т.е. F-G-B-C-D <...>
Чувашское_искусство__вопросы_теории_и_истории.pdf
290 Чувашское искусство СОД ЕРЖ АН ИЕ Межнациональное пространство художественной культуры. М. Г. Кондратьев ............................................................................................... 3 I. В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Пакта К. Пентатонные мелодии узкого диапазона в венгерской и чувашской народной музыке ........................................................................ 6 Кондратьев М.Г. После полувековых ожиданий: Ласло Викар и чувашская музыка ............................ 36 Бушуева Л.И. Композитор и фольклор: Взгляд на проблему музыковедов Венгрии ........................................................................................... 49 Васильев Ю.В. О международных фольклорных фестивалях. Из опыта гастролей Чувашского ансамбля ...................................................... 67 Митрева П.Г. Эстетика и символика орнамента в болгарском народном искусстве ......................................................................................... 76 Трофимов ЮЛ. Народная «временная» культовая скульптура чувашей и дунайских болгар: канон, композиция, структура, образ 89 Келли М.Б. Чувашские островерхие шлемы ..................................... 123 Мордвинова А.И. Художники зарубежья на выставке «Мир этих глаз-2. Геннадий Айги и его художественное окружение» ................. 130 II. В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: ПЛОДЫ ЧЕТЫРЕХВЕКОВОГО ПАРТНЕРСТВА Кондратьев М.Г. Российский период истории устной музыки чувашей. О чувашско-русских этномузыкальных параллелях............ 141 Данилова И.В. Двуязычие как проблема музыковедения (К вопросу о двуязычии в чувашской музыке) .................................................... 179 Мордвинова А.И. Православные памятники в контексте религиозных представлений чувашского народа (На примере церковной скульптуры) ......................................................................................................... 196 Дмитриев И.А. Жанр исторической драмы на чувашской сцене .... 207 Викторов Ю.В. Проблема «герой и художественный образ» в творчестве А.К.Брындина .............................................................................. 226
Стр.292
Чувашское искусство 291 III. В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА: ЗВЕНЬЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ Кондратьев М.Г. Музыкальная культура чувашей как часть ВолгоУральской музыкальной цивилизации ........................................................ 233 Бояркин Н.И. Об общности традиционной инструментальной музыки марийцев, мордвы и чувашей.......................................................... 249 Бояркина Л.Б. Проблемы музыкального образования в республиках Поволжско-Уральского региона в свете изучения некоторых межэтнических взаимосвязей ................................................................................... 261 ПРИЛОЖЕНИЕ Владимир Михайлович Мазанов (К 80-летию со дня рождения). И.А.Дмитриев ..................................................................................................... 272 Современное чувашское искусствоведение и Ю.В.Викторов (К 60летию со дня рождения). М.Г.Кондратьев ............................................... 276 Научные труды Ю.В. Викторова. Персональные выставки художественных произведений и научных трудов Ю.В.Викторова............. 281 Память. В.А.Прохорова ............................................................................. 286
Стр.293