Старкова, А. В. Мантатова МЕНЕДЖМЕНТ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивнооздоровительный туризм Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 338.24 (075.8) ББК 65.291.21я73 С 772 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты М. О. <...> С 772 Менеджмент рекреации и туризма: учебнометодическое пособие / И. И. Старкова, А. В. Мантатова. <...> Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 43.03.02 Туризм. <...> Нормативно-законодательная база туристской деятельности в РФ 39 Глава 6. <...> 95 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 43.02.03 Туризм очной и заочной форм обучения подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. <...> Изучение дисциплины по направлению 49.03.03 Рекреация спортивно-оздоровительный туризм направлено на формирование профессиональных компетенций: ПК-14 — способность к формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, её профессиональный рост и развитие. <...> Начало этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), здесь основными мотивами путешествий выступали торговля, паломничество, лечение, образование. <...> Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. <...> Именно в этот период появляются элементы массового туризма. <...> Массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. <...> Конвейерный туризм отличается относительным примитивизмом и однородностью потребностей, мотиваций туристов и, соответственно <...>
Менеджмент_рекреации_и_туризма._Ч.1.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И. И. Старкова, А. В. Мантатова
МЕНЕДЖМЕНТ РЕКРЕАЦИИ
И ТУРИЗМА
Часть 1
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивнооздоровительный
туризм
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 338.24 (075.8)
ББК 65.291.21я73
С 772
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Рецензенты
М. О. Аксенов, канд. пед. наук, доцент БГУ
Д. Д. Санжеева, канд. экон. наук, генеральный директор
ООО «Баин-луу»
Старкова И. И.
С 772 Менеджмент рекреации и туризма: учебнометодическое
пособие / И. И. Старкова, А. В. Мантатова. -
Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. -
96 с. ISBN 978-5-9793- 0988-0
В учебно-методическом пособии рассмотрены основные туристские
дефиниции, знание которых необходимо для дальнейшего изучения
профильных дисциплин направления подготовки. Для закрепления теоретического
материала предложены вопросы и задания для самостоятельной
подготовки, рекомендации по выполнению практических работ,
вопросы и тест итогового контроля. Учебно-методическое пособие
предназначено для студентов высших учебных заведений по направлению
подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм,
43.03.02 Туризм.
УДК 338.24 (075.8)
ББК 65.291.21я73
ISBN 978-5-9793- 0988-0
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................................. 4
Глава 1. Основные термины и определения в туризме.............................. 5
1.1. История путешествий и туризма...................................................... 5
1.2. Основные понятия в туризме............................................................ 8
1.3. Побудительные мотивы путешествий.............................................. 11
Глава 2. Туристская индустрия.................................................................... 14
2.1. Структура индустрии туризма............................................................ 14
2.2. Характеристика основных объектов туристской индустрии.......... 18
2.3. Показатели развития туризма............................................................ 24
Глава 3. Классификация туризма................................................................ 27
3.1. Современные подходы к классификации туризма.......................... 27
3.2. Типы и категории туризма................................................................ 27
3.3. Формы туризма.................................................................................. 29
3.4. Основные виды туризма.................................................................... 30
Глава 4. Туристский продукт ........................................................................ 32
4.1. Туристская услуга как единица турпродукта.................................... 32
4.2. Тур и турпродукт................................................................................ 33
Глава 5. Государственное регулирование туризма в РФ .......................... 36
5.1. Структура управления туризмом в РФ.............................................. 36
5.2. Функции государства в регулировании туристской деятельности 38
5.3. Нормативно-законодательная база туристской деятельности в РФ 39
Глава 6. Международное сотрудничество в сфере туризма...................... 41
6.1. Международные туристские организации...................................... 41
6.2. Интеграционные процессы в сфере международного туристского
законодательства ............................................................................................ 42
Глава 7. Методические рекомендации для студентов и преподавателя
по изучению курса.......................................................................................... 45
7.1. Методические рекомендации для студентов.................................... 45
7.2. Вопросы итогового контроля.............................................................. 68
7.3. Итоговое тестирование по дисциплине............................................ 71
Заключение.................................................................................................... 83
Библиографический список.......................................................................... 85
Глоссарий ...................................................................................................... 87
Приложение 1. Титульный лист реферата .................................................. 94
Приложение 2. Титульный лист контрольной работы .............................. 95
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие для студентов по направлению
подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный
туризм, 43.02.03 Туризм очной и заочной форм обучения подготовлено
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования.
Дисциплина «Основы менеджмента рекреации и туризма» относится
к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре ОП.
Целью является ознакомление студентов с теоретическими и практическими
основами современного менеджмента. К числу главных задач
курса относятся изучение особенностей менеджмента туристского бизнеса;
формирование представления о менеджменте туристической
фирмы; изучение методов и принципов менеджмента.
Обучение по курсу предусматривает сочетание лекций, практических
занятий и самостоятельной работы студентов (СРС), а также выездные
занятия. Промежуточной формой контроля является экзамен.
Изучение дисциплины по направлению 43.03.02 Туризм направлено на
формирование профессиональных компетенций: способность организовать
процесс обслуживания потребителей и (или) туристов (ОПК-3);
способность организовывать работу исполнителей, принимать решение
в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной
политики государства (ПК-4). Изучение дисциплины по направлению
49.03.03 Рекреация спортивно-оздоровительный туризм направлено
на формирование профессиональных компетенций: ПК-14 — способность
к формированию устойчивой мотивации на профессиональную
деятельность личности, её профессиональный рост и развитие.
Учебно-методическое пособие состоит из 7 глав. Первые 6 содержат
краткий, емкий теоретический материал по основным вопросам курса,
вопросы и задания для самостоятельной работы студента. В последней
главе представлены методические рекомендации по планированию,
самостоятельной работе и подготовке к промежуточному контролю по
дисциплине, приведена актуальная информация о наличии учебной
литературы в Научной библиотеке вуза. Особое внимание уделяется
организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения,
организации самостоятельной работы студентов в период межсессионного
контроля.
Работа поддержана Министерством образования РФ,
проект №3842 «Лаборатория спортивной генетики»
4
Стр.6