СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ КТСр — Конструкторско-технологические стоимостные решения НПС — Научно-производственная система НИОКР — Научно-исследователькие и опытно-конструкторские работы НИОТР — Научно-исследовательские и опытно-технологические работы ЕСКД — Единая система конструкторской документации ЕСТД — Единая система технологической документации ТПП — Технологическая подготовка производства СТО — Специальное технологическое оборудование НПП — Научно-производственный потенциал ЖЦ — Жизненный цикл «наука — производство — потребление» ЕСПГ — Единый сквозной план-график разработка — серия ИП — Инновационный проект ИМ — Инновационный менеджмент ИС — Информационная система ПП — Подготовка производства ТП — Технологический процесс ТТП — Типовой технологический процесс ЗИП — Запасное индивидуальное имущество и принадлежности Глава I ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИЙ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ 1.1. <...> Стратегия развития любой компании и фирмы с момента ее создания предполагает постоянный экономический рост за счет увеличения объемов деятельности путем эффективной реализации ИП. <...> В процессе реализации ИП обеспечивается реализация долгосрочных стратегических целей компании (фирмы). <...> Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе реализации ИП Реализация ИП связана с отвлечением финансовых средств в значительных запланированных фирмой размерах. <...> Так, обеспечение высоких темпов развития фирмы может быть достигнуто, с одной стороны, за счет подбора и реализации высокодоходных ИП, разработанных с учетом интегрального ЖЦ создания изделия, с другой стороны, максимизация прибыли от ИП, как правило, сопровождается значительным повышением уровня инвестиционных рисков, следовательно, эти показатели должны быть оптимизированы между собой в процессе создания нового продукта. <...> Оптимальная интенсификация жизненного цикла приводит к созданию <...>
Основы_инновационного_менеджмента_и_научно-производственного_предприятия._Учебное_пособие..pdf
ББКУДК 65.01(075.8)
Автор:
65.290-2я73
К17
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Калюжный И. Л., кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор
Севастопольского национального технического университета, лауреат Государственной
премии СССР в области науки и техники, заслуженный рационализатор Украины, почетный
радист СССР, заслуженный работник Министерства промышленности средств
связи СССР.
Калюжный И. Л.
К17
Основы инновационного менеджмента и научно-производственного предприятия
: учебное пособие. — Москва : Проспект, 2017. — 192 с.
ISBN 978-5-392-23850-7
В книге рассмотрен основной круг вопросов инновационного менеджмента компаний
и фирм в современных экономических условиях. Здесь рассматриваются понятия и
принципы инновационного менеджмента и основной его методический инструментарий.
Значительное внимание уделено вопросам разработки инновационной стратегии
и принципам формирования инновационного портфеля предприятия, рассмотрены
вопросы интенсификации жизненного цикла инноваций, роль и место и особенности
системы маркетинга в инновационном менеджменте, а также вопросы реализации инновационных
проектов научно-производственных структур. В качестве таких критериев
рассматриваются критерии минимизации затрат на всех этапах жизненного цикла создания
производства и эксплуатации новой техники, а также минимизация времени выхода
на рынок с новыми продуктами.
Многие рекомендации и примеры, предложенные в данной книге, основаны на
практической деятельности научно-производственных предприятий в условиях неблагоприятного
инновационного климата.
Данная книга предназначена для студентов, преподавателей высших учебных заведений,
руководителей научно-производственных предприятий и всех интересующихся
подобной проблематикой.
ББКУДК 65.01(075.8)
65.290-2я73
Учебное издание
Калюжный Игорь Леонидович
НАОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
УЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие
/16
Печать цифровая. Печ. л. 12,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 21.11.2016. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-23850-7
© Калюжный И. Л., 2016
© ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений ............................................................................................................3
Глава I
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИЙ В РОССИИ
ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИЙ,
1.1. Понятия инноваций ...................................................................................................4
1.2. Обоснование необходимости инновационного развития
социально-экономических систем ............................................................................6
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
(Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ) ............................................... 10
1.4. Сущность, цель и задачи инновационного менеджмента ...................................... 15
СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА
СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ
Глава II
2.1. Товар и его потребительские функции .................................................................... 18
2.2. Жизненный цикл создания, производства и потребления
инновационного продукта ....................................................................................... 19
2.3. Этапы НИОКР и подготовки производства ............................................................ 24
2.4. Планирование НИОКР на предприятии ................................................................. 30
2.5. Принципы и закономерности системы «наука —
производство — потребление» ................................................................................. 31
ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,
Глава III
3.1. Роль инвестиций в инновационном процессе ........................................................ 34
3.2. Типы инвестиционных предприятий ...................................................................... 39
3.3. Источники финансирования инноваций ............................................................... 40
3.4. Роль синергетических подходов в инновационном предпринимательстве ................ 46
3.5. Влияние синергетических подходов на повышение эффективности
инновационной деятельности.................................................................................. 51
3.6. Роль этапов развития товаров, предприятия, рынка и их сочетаний
в эффективном построении инновационного процесса ........................................ 59
3.6.1. Эволюция этапов товара ................................................................................. 59
Стр.189
190
Оглавление
3.6.2. Установление технологических пределов ...................................................... 64
3.6.3. Эволюция этапов предприятия ...................................................................... 66
3.6.4. Тип менеджмента и стиль принятия решений в процессе
эволюции этапов предприятия ....................................................................... 69
3.6.5. Основные задачи предприятия на различных этапах
создания инноваций ......................................................................................... 70
3.6.6. Анализ сочетаний этапов эволюции товара и предприятий ......................... 71
3.6.7. Эволюция этапов рынка ................................................................................. 72
3.6.8. Анализ сочетаний этапов эволюции предприятий и рынков ........................ 74
3.6.9. Основные задачи рынков на различных этапах эволюции ........................... 74
3.6.10. Анализ сочетания этапов эволюции продуктов и рынков ........................... 75
3.6.11. Анализ сочетаний этапов инновационных продуктов,
предприятий и рынков ..................................................................................... 75
3.7. Управление прикладными знаниями в процессе создания инноваций ................. 81
3.7.1. Роль знаний в инновационном процессе ....................................................... 81
3.7.2. Структура формирования прикладных знаний
в инновационном процессе ............................................................................ 82
ПРИНЦИПЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЖЦ
ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Глава IV
4.1. Классификация факторов, влияющих на интенсификацию
ЖЦ инноваций.......................................................................................................... 97
4.2. Методы интенсификации инноваций в ЖЦ «наука — производство —
потребление» ........................................................................................................... 100
4.3. Определение интегрального показателя экономической
эффективности инноваций .................................................................................... 132
ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ
Глава V
5.1. Сущность и этапы инновационной стратегии ...................................................... 152
5.2. Основы формирования инновационной стратегии
научно-производственной структуры ................................................................... 153
5.3. Алгоритм планирования и реализации инновационной стратегии ..................... 154
5.3.1. Исследование внешней среды, прогнозирование
рынка новых изделий .................................................................................... 154
5.3.2. Разработка дерева целей предприятия ......................................................... 154
5.3.3. Разработка инновационной стратегии и тактики предприятия .................. 154
5.3.4. Поиск и оценка инвестиционной привлекательности ИП со стороны
инвестора и со стороны предприятия и отбор наиболее
эффективных из них ..................................................................................... 155
5.3.5. Формирование портфеля инвестиций предприятия
по критериям затрат, доходности, риска и ликвидности ............................ 156
5.3.6. Детальная разработка отобранных ИП согласно интегральным ЖЦ ............. 157
5.3.7. Организация выполнения каждого инновационного проекта
по интегральному ЖЦ на основе логистических S-кривых ........................ 157
5.3.8. Текущее планирование и оперативное управление
реализацией ИП ............................................................................................ 158
Стр.190
Оглавление
191
5.3.9. Организация мониторинга реализации каждого ИП на основе ЕСПГ,
календарных планов ...................................................................................... 159
5.3.10. Организация процесса анализа хозяйственной деятельности
предприятия при реализации инновационных проектов ............................ 160
5.4. Особенности маркетинга при создании инноваций ............................................. 160
5.5. Бизнес-план инновационного проекта ................................................................ 165
Литература ..................................................................................................................... 188
Стр.191