Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Управление человеческими ресурсами: теория и практика (10000,00 руб.)

0   0
Первый авторВеснин В. Р.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц688
ID632862
АннотацияУчебник является логическим продолжением книг автора «Менеджмент персонала», «Технология работы с персоналом и деловыми партнерами». Текст написан на основании требований государственного образовательного стандарта по соответствующей дисциплине, а также в соответствии с принятой на сегодняшний день в мире концепцией этого курса, которая постепенно утверждается и в России. Эта концепция предполагает, что курс «Управление персоналом (человеческими ресурсами)», или HR-Management, должен охватывать в комплексе все вопросы, так или иначе связанные с управлением людьми. В то же время по способу изложения материала учебник сохраняет традиции отечественной учебной литературы, для которой всегда были характерны логичность, четкость положений и выводов, аргументированность и наглядность. Расширенное содержание позволяет использовать учебник не только при изучении дисциплины «Управление персоналом», но также и при освоении курсов «Менеджмент», «Основы менеджмента», «Психология управления», «Организационное поведение», «Деловое общение», а также различных спецкурсов.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления людьми.
ISBN978-5-392-16754-8
УДК005.95(075.8)
ББК65.290.2я73
Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика : учебник / В.Р. Веснин .— Москва : Проспект, 2015 .— 688 с. — ISBN 978-5-392-16754-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632862 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Заказ ¹ ООО «Проспект» Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Введение  Кадры  Персонал  Человеческие ресурсыЧеловеческий капитал  Управление персоналом  Функции управления персоналом  Принципы управления персоналом Что такое персонал? <...> Поэтому в рамках управления персоналом, в отличие от кадрового управления, всем этим вопросам уделяется весьма значительное внимание (формируется благо приятный моральнопсихологический климат, налаживается социальное партнер ство, «разруливаются» конфликты и т. п.) <...> . Сегодня персонал является стратегическим фактором, определяющим будущее организации, что превращает его в человеческие ресурсы—совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способно стью к саморазвитию, творчеству. <...> Поэтому сегодня важнейшей функцией кадрового ме неджмента становится развитие персонала в связи с другими сторонами деятель ности организации. <...> В западных фирмах, например, получила практика, ко гда вопрос о приеме на работу нового сотрудника решают его будущие коллеги. <...> Численность и структура персонала  15 Списочная численность персонала ежедневно учитывается табельными запися ми, в которых отмечаются все работники–как присутствующие на работе, так и от сутствующие по тем или иным причинам. <...> Для остающихся работников появляются дополнительные возможности про движения, заработков, но увеличиваются нагрузки, теряются привычные партне ры, изменяется социальнопсихологический климат. <...> Повышенный оборот кадров, какой бы причиной он ни был вызван, ухудшает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает высококвалифици рованных специалистов, вынужденных помогать новичкам, ухудшает мораль нопсихологический климат, снижает активность у тех, кто собирается уходить, что в результате влечет экономические потери. <...> Численность и структура персонала  17 Абсолютными показателями <...>
Управление_человеческими_ресурсами.Теория_и_практика.pdf
УДК 005.95(075.8) ББК 65.290.2ÿ73 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Â38 Веснин Â. Ð. В38 Управление человеческими ресурсами. Теория и практика : ó÷åáíèê. — Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 688 ñ. ISBN 978-5-392-16754-8 Учебник является логическим продолжением книг автора «Практический менеджмент персонала», «Менеджмент персонала», «Технология работы с персоналом и деловыми партнерами». Текст написан на основании требований Государственного образовательного стандарта по соответствующей дисциплине, а также в соответствии с принятой на сегодняшний день в мире концепцией этого курса, которая постепенно утверждаетсяивРоссии. Эта концепция предполагает, что курс «управление человеческими ресурсами (ïåðñîíàëîì)», или HR-Management, должен охватывать в комплексе все вопросы, так или иначе связанные с управлением людьми. В то же время по способу изложения материала учебник сохраняет традиции отечественной учебной литературы, для которой всегда были характерны логичность, четкость положений и выводов, аргументированность и наглядность. Расширенное содержание позволяет использовать учебник не только при изучении дисциплины «Управление персоналом», но также и при освоении курсов «Менеджмент», «Основы менеджмента», «Психология управления», «Организационное поведение», «Деловое общение», а также различных спецкуров. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления людьми. УДК 005.95(075.8) ББК 65.290.2ÿ73 Автор выражает благодарность СПС «КонсультантПлюс» за возможность использования базы данных. Учебное пособие Веснин Владимир Рафаилович УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Учебник Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60ƀ90 1 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. ISBN 978-5-392-16754-8 ȧ Â. Ð. Âåñíèí, 2006 ȧ ООО «Ïðîñïåêò», 2008 /16 . Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 43,0. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект»
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Численность и структура персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Численность персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Движение персонала и его анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Структура персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Глава 2. Модели управления персоналом (человеческими ресурсами) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Понятие управления персоналом (человеческими ресурсами) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Изменение взглядов на роль работников в производстве и подходы к управлению персоналом . . . . . . . . . . . . 28 Модели управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Глава 3. Политика и стратегия в области персонала (человеческих ресурсов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Понятие кадровой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Стратегии управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Типы кадровых стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Глава 4. Планирование персонала (человеческих ресурсов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Понятие и принципы планирования персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Методы планирования в работе с персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Планирование потребности в персонале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Глава 5. Службы персонала (человеческих ресурсов) и их функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 История и значение служб персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Основные функции служб персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Структура службы персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 Социальное партнерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Раздел II. ИНСТРУМЕНТЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ Глава 6. Методы оценки персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Факторы и показатели оценки персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Методы сбора оценочной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Методы выполнения оценочных процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Определение величины оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Глава 7. Кадровые собеседования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Кадровое собеседование и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Организация кадровых собеседований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Вопросы кадровых интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Глава 8. Документы, содержащие первичную информацию о персонале, и их использование в кадровой работе . . . . 108 Вводные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 Заявления, автобиографии, резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 Анкеты и их разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Характеристики, рекомендательные письма и иные виды документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Методы проверки представляемых документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Глава 9. Тесты и их использование при отборе и оценке кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Роль тестирования в кадровой работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Типы тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Виды тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Психологический практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Глава 10. Документы по персоналу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Вводные замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Документы по учету кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Другие документы по управлению персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 3 Что такое персонал? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Что такое менеджмент персонала (человеческих ресурсов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Управлять надо по правилам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Стр.685
686 Đ Содержание Раздел III. РАБОТА С КАДРАМИ Глава 11. Организация привлечения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Привлечение персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Профессиограмма и методы ее составления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Источники привлечения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Методы привлечения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Глава 12. Отбор персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Этапы отбора персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Прием на работу и оформление трудового договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Привлечение кадров на основе договоров гражданско-правового характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 Знающие люди поступают так... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Глава 13. Адаптация персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Понятие и виды адаптации персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Организация процесса адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Проблемы социально-психологической адаптации различных категорий работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Особенности физиологической адаптации человека к режиму работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 Стресс и пути его преодоления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Глава 14. Аттестация персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 Понятие и виды аттестационной оценки работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 Аттестация персонала комиссией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Оценка подчиненных руководителем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 Оценочные центры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Глава 15. Развитие персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Понятие, цели и формы развития персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Организация и цели профессионального обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Формы обучения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Особенности повышения профессионального мастерства менеджеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Формы тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 Глава 16. Расторжение трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Правовое регулирование расторжения трудового контракта в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Текучесть кадров и пути управления ею . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Способы рационализации персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 Организация высвобождения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 Глава 17. Управление деловой карьерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Виды, цели и этапы деловой карьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Управление карьерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 Организация перемещения кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Горизонтальная карьера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Раздел IV. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА Глава 18. Проектирование системы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Понятие организационного проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Проектирование управленческих полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 Проектирование подразделений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 Проектирование управленческих технологий и процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 Проектирование организации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 Глава 19. Должность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 Должность и ее разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 Анализ функций, выполняемых работниками управления, должностных инструкций . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Регламентация должностных прав и обязанностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 Рационализация должностной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 Глава 20. Рабочее место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Описание и анализ рабочего места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 Внутренняя организация и проектирование рабочего места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений . . . . . . . . . . . . . . . . 334 Аттестация рабочих мест по условиям труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Стр.686
Đ 687 Глава 21. Проектирование условий труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Понятие и виды условий труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Производственный травматизм, его причины и оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 Раздел V. ЭКОНОМИКА ПЕРСОНАЛА Глава 22. Управление рабочим временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Трудовое законодательство России о рабочем времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Баланс рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 Диагностика времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367 Анализ использования рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 Контроль рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Управление рабочим временем руководителей и специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376 Глава 23. Экономические расчеты, связанные с персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 Затраты на персонал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 Расходы на заработную плату как элемент затрат на персонал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 Анализ затрат на персонал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Глава 24. Заработная плата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397 Принципы установления заработной платы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397 Формы и системы заработной платы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 Системы заработной платы за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 Зарубежный опыт определения размера заработной платы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413 Раздел VI. СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Глава 25 Учет личностного фактора при кадровых назначениях и перемещениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 Понятие личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 Направленность личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Темперамент и его разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 Характер и учет его особенностей в управлении персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 Личность и ее окружение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 Глава 26. Трудовой коллектив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 Понятие и признаки трудового коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 Виды коллективов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438 Команда — разновидность коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Психологические характеристики коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 Процесс создания и развития коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 Конформизм и его роль в управлении коллективом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449 Глава 27. Руководитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Функции руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Качества, необходимые руководителю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 Типы руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Администраторы и лидеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 Основы власти руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469 Глава 28. Подчиненные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 Подчиненные и их основные типы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 Основные психологические типы подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480 Основные права и обязанности подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 Нарушения трудовой дисциплины и их основные причины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486 Материальная ответственность работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490 Раздел VII. КОММУНИКАЦИИ Глава 29. Организационная культура и управление персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493 Сущность и функции организационной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493 Элементы культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 Управление организационной культурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 Типы организационных культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500 Национальные аспекты культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
Стр.687
688 Đ Содержание Глава 30. Управление поведением персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514 Поведение человека в организации: общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514 Понятие социальной роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 Что такое восприятие? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520 Концепция «Я-состояний» Э. Бёрна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 522 Глава 31. Стратегия и тактика работы с подчиненными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 Методы руководства подчиненными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 Прямое воздействие на подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 529 Делегирование прав и ответственности подчиненным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535 Коллективное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540 Управление по целям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547 Глава 32 Стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550 Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550 Одномерные стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552 Одномерность и многомерность руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555 Глава 33. Практика поощрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 Мотивационный механизм и его элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 Экономические стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566 Стимулирование с помощью надбавок, доплат и льгот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572 Неэкономические способы стимулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575 Дисциплинарные беседы с подчиненными как метод стимулирования воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 578 Глава 34. Организационные формы управленческих контактов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583 Проведение собраний и совещаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583 Проведение заседания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585 Деловые беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 591 Телефонные разговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 594 Обход рабочих мест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 595 Прием посетителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596 Глава 35. Методы проведения деловых бесед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599 Правила диалога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599 Тематика и техника убеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 604 Ведение деловой полемики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 607 Глава 36. Управленческие конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 612 Виды внутриорганизационных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 612 Развитие конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617 Формы производственных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619 Законодательство России о порядке разрешения трудовых конфликтов и споров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622 Стратегия преодоления конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 623 Глава 37. Деловые переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 631 Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 631 Позиции и интересы участников переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 634 Переговорный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 636 Подходы и стратегии ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 641 Приемы ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 644 Специальные методы ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 650 Глава 38. Организация переговорного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653 Подготовка переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653 Организация приема сторонних делегаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 654 Условия переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 655 Поведение во время переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 658 Итоговый документ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 659 Официальные и неофициальные приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 660 Глава 39. Особенности управления персоналом в условиях организационных изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . 664 Этапы стратегических преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668 Причины сопротивления организационным изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 672 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 677
Стр.688

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.