Методология и логика как философские дисциплины, имеющие богатую историю и внушительный опыт развития теоретического знания, соединяются с аргументацией как целенаправленной социальной деятельностью, выраженной в языке, и практикой аргументации. <...> Логическая культура традиционно рассматривается как признак честности научного исследования, и в этом смысле неразрывно связана с этикой ученого. <...> О древнем, мифологическом сознании мы говорим как о «дологическом», указывая на его художественно-образный характер, основанный на ассоциациях и антропоморфных аналогиях, зафиксированных в языке (нога у человека — подножье горы и т. п.) <...> Логика как средство научного познания ньяя — школы, в которой были наиболее последовательно разработаны основы диалектики, логики и теории аргументации. <...> Таким образом, мы можем говорить о том, что в Древней Индии были разработаны рациональные основы ведения диспутов и дискуссий, т. е. того, что мы сегодня называем теорией и практикой аргументации, но не логикой. <...> — Следовательно, будучи отцом, он твой отец, так что отцом твоим оказывается пес, а ты сам — брат щенятам. <...> В рамках логики Аристотелем впервые был создан аппарат дедукции, разработан дедуктивный метод вывода, суть которого в том, что, следуя определенным правилам, мы из истинных посылок всегда получим истинное заключение. <...> Широкое использование в ней символических языков и ориентация на обоснование математического знания породили еще одно название современной логики — математическая логика. <...> Современная логика разделяется на классическую — основанную на принципе двузначности (т. е. каждое высказывание рассматривается либо как истинное, либо как ложное) и неклассическую. <...> Логическая культура Логика, которую мы с Вами будем изучать, — это традиционная формальная логика. <...> Формальное поведение — это внешние действия человека, происходящие в соответствии с заранее заданными правилами. <...> Формальное поведение <...>
Логика,_методология,_аргументация_в_научном_исследовании._Учебник_для_аспирантов.pdf
ББК 66.0я7УДК 32.001:165(075.8)
Д30
3
Авторы:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Демина Л. А., доктор философских наук, профессор — введение; раздел 1, §1–5; раздел
3, §1–5; практикум 1; Пржиленский В. И., доктор философских наук, профессор —
раздел 1, §1–4, практикум 2.
Учебник подготовлен преподавателями кафедры философии Московской государственной
юридической академии имени О. Е. Кутафина.
Рецензенты:
Федоровский А. П., доктор философских наук, профессор, проректор по науке и связям
с общественностью АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»;
Песоцкий В. А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Московского государственного областного университета.
Ответственный редактор:
Демина Л. А., доктор философских наук, профессор.
Демина Л. А., Пржиленский В. И.
Д30
Логика, методология, аргументация в научном исследовании : учебник
для аспирантов / отв. ред. Л. А. Демина. — Москва : Проспект, 2017. — 160 с.
ISBN 978-5-392-24264-1
В предлагаемом учебнике излагаются логические, методологические и аргументационные
основания научного исследования. Целью а второв учебника является
всесторонняя подготовка аспирантов как к научно-исследовательской, так и педагогической
деятельности. Именно на это направлен оригинальный синтез логических
знаний, методологических умений и аргументационной практики, представленный
в настоящем издании.
Курс методологии научного исследования является не только междисциплинарным,
но и полидисциплинарным. Методология и логика как философские дисциплины,
имеющие богатую историю и внушительный опыт развития теоретического
знания, соединяются с аргументацией как целенаправленной социальной деятельностью,
выраженной в языке, и практикой аргументации.
Сфера современной правовой и юридической деятельности в России требует от
ее участников последовательности, доказательности, аргументированности выводов
и принимаемых решений. В связи с этим в курсе особое внимание обращается
как на общеметодологические и логико-гносеологические аспекты аргументации,
так и на практику ее осуществления.
ББКУДК 32.001:165(075.8)
66.0я73
ISBN 978-5-392-24264-1
© Демина Л. А., Пржиленский В. И., 2017
© ООО «Проспект», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................................3
Раздел 1
§ 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии ................................6
§ 2. Предмет логики. Логическая культура .............................................................16
§ 3. Язык и мышление. Основные принципы логического анализа языка ...........20
§ 4. Логическая форма и правильность мышления ................................................28
§ 5. Логика и правовое мышление ..........................................................................29
ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Метод и методология науки ..............................................................................31
§ 2. Методы научного познания и их классификация ...........................................37
§ 3. Философские основания науки ........................................................................47
§ 4. Методологические программы и их роль в развитии науки ............................55
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел 2
§ 1. Теория доказательства как идеальная модель аргументации ..........................66
§ 2. Коммуникативная модель аргументации .........................................................75
§ 3. Представление аргументации ...........................................................................78
§ 4. Структура сложной аргументации ....................................................................83
§ 5. Обоснование и классификация способов аргументации ................................85
АРГУМЕНТАЦИЯ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Раздел 3
Практикум и тесты к разделу 3.1 ............................................................................120
Практикум и тесты к разделу 3.2 ............................................................................124
Практикум и тесты к разделу 3.3 и 3.4 ...................................................................130
Практикум и тесты к разделу 3.5 ............................................................................140
ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ
Практикум 1
Занятие 1. Позитивистские, неопозитивистские и постпозитивистские
подходы к анализу науки ....................................................................148
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Практикум 2
Занятие 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической
эволюции ............................................................................................150
Занятие 3. Структура и динамика научного знания ............................................153
Занятие 4. Социокультурные и институциональные аспекты
функционирования современной науки ...........................................155
Рекомендуемая литература .............................................................................................158
Стр.159