Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Современные социально-философские проблемы техники и технических наук (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПоносов Ф. Н.
ИздательствоФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Страниц325
ID632132
АннотацияУчебное издание предназначено аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук для подготовки к экзамену кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки», студентам, обучающимся по программам подготовки магистра и бакалавра, научным работникам и всем заинтересованным читателям.
УДК101:62(075.8)
ББК87:3я73
Поносов, Ф.Н. Современные социально-философские проблемы техники и технических наук : учеб. пособие / Ф.Н. Поносов .— Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016 .— 325 с. — URL: https://rucont.ru/efd/632132 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Ф.Н. Поносов СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК Учебное пособие Ижевск ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 2016 1 УДК 101: 62 (075.8) ББК 87 : 3Я73 П 56 Учебное издание разработано в соответствии с требованиями программы экзаменов кандидатского минимума «История и философия науки» («Философия науки)», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17. <...> Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от 23.12.2016 г. Рецензенты: Г.М. Тихонов – доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова; С.Н. Уваров – кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Поносов, Ф. <...> НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ОБЩЕСТВА. <...> СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………. <...> Этика науки как глобальная проблема XXI века………………………. <...> КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД……………………………………. <...> ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ: СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ………………………………………. <...> Системно-интеграционные тенденции в современных научно-технических дисциплинах………………………………………156 ТЕМА 8. <...> ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОНЯТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СЕМЕЙСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН <...>
Современные_социально-философские_проблемы_техники_и_технических_наук.pdf
УДК 101: 62 (075.8) ББК 87 : 3Я73 П 56 Учебное издание разработано в соответствии с требованиями программы экзаменов кандидатского минимума «История и философия науки» («Философия науки)», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17. 02. 2004 г. № 697. Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от 23.12.2016 г. Рецензенты: Г.М. Тихонов – доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова; С.Н. Уваров – кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Поносов, Ф.Н. П 56 Современные социально-философские проблемы техники и технических наук : учебное пособие / Ф.Н. Поносов.– Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 325 с. Учебное издание предназначено аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук для подготовки к экзамену кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки», студентам, обучающимся по программам подготовки магистра и бакалавра, научным работникам и всем заинтересованным читателям. УДК 101: 62 (075.8) ББК 87 : 3Я73 © ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016 © Поносов Ф.Н., 2016 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…6 ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ……..9 1. Основные проблемы философии науки………………………………10 2. Понятие техники. Предмет философии техники………………….....11 3. Специфика технического знания……………………………………...17 4. Структура философии техники как науки………………………....…19 ТЕМА 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ОБЩЕСТВА. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ………………………………………………….…24 1. Научно-технический прогресс (НТП) и научно-техническая политика общества………………………………………………………………..24 2. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики……………………………………………………….………27 3. Социокультурные проблемы передачи технологий и внедрения инноваций. Сопротивление нововведениям……………….……………35 4. Инновации и государственная поддержка науки в современной России…………………………………………………………………..46 ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИКИ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ТЕХНИКИ……...52 1. Оценка техники………………………………………………………….....52 2. Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования, необходимость социальной оценки техники………54 3. Проблема управления прогрессом науки и техники, комплексной оценки последствий развития техники……………………………………………56 4. Моральная оценка техники………………………………………………..60 ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМНЫХ И КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ТЕХНИКЕ. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………...69 1. Развитие системных и кибернетических представлений в технике….…69 2. Системные инженерные исследования…………………………………...72 3. Системное проектирование…………………………………………..……75 4. Системотехническое проектирование……………………………….……76 5. Социотехническое проектирование. Техническое изделие в социальном контексте……………………………………………………………………78 ТЕМА 5. ЭТИКА УЧЁНОГО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОЕКТИРОВЩИКА: ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МОРАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИХ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ И ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ……….82 1. Этика науки как глобальная проблема XXI века………………………...82 2. Проблема ответственности учёного………………………………………87 3. Принципы профессиональной ответственности учёных………………..91 4. Социальная ответственность учёных………………………………….….96 3
Стр.3
5. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники………104 ТЕМА 6. КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД……………………………………..…115 1. Научно-технический прогресс и экономический рост в обществе. Сущность научно-технического прогресса……………………………..115 2. Научно-технический прогресс и развитие общества……………...……121 3. Научно-техническая революция: сущность и закономерности………..126 4. Научно-технический прогресс и сценарный подход…………………...130 5. Кризис цивилизации. Концепции пределов роста и устойчивого развития…………………………………………………………………...135 ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ: СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ……………………………………….…149 1. Техническая теория и её особенности……………………………..……149 2. Философия и научная теория. Теория и эксперимент…………………152 3. Системно-интеграционные тенденции в современных научно-технических дисциплинах………………………………………156 ТЕМА 8. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОНЯТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СЕМЕЙСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ, ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….….…164 1. Понятие научно-технической дисциплины…………………………..…164 2. Особенности неклассических научно-технических дисциплин……….169 3. Различия современной и классической научно-технических дисциплин…………………………………………………………………176 ТЕМА 9. ПРИРОДА И ТЕХНИКА, ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. НАУЧНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНИКА НАУКИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА……...180 1. Природа и техника……………………………………………………..…180 2. Естественное и искусственное во взаимоотношениях человека и природы………………………………………….……………………...186 3. Специфика сельскохозяйственного производства и используемой в нем техники……………………………………………………………188 4. Технологические особенности производства и переработки сельскохозяйственной продукции………………………………………196 .ТЕМА 10. СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЕСТЕСТВЕННЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ И МАТЕМАТИКЕ. ПЕРВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ КАК ПРИКЛАДНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК. СПЕЦИФИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК………………201 1. Технические науки и прикладное естествознание……………….…….201 2. Взаимодействие технических и общественных наук………………..…207 3. Отношение технических наук к естественным наукам и математике...210 4. Основные типы технических наук………………………………………214 4
Стр.4
ТЕМА 11. СПЕЦИФИКА СООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ЗНАНИЙ В ТЕХНОЗНАНИИ…………………………………………………………………216 1. Структура теоретического познания………………………….…………216 2. Структура эмпирического познания…………………………………….219 3. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках………………………………...…220 ТЕМА 12. ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: СПЕЦИФИКА СТРОЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЗНАНИЯ…….233 1. Понятие технической теории……………………………………………233 2. Структура технической теории и специфика технического знания. Формирование технической теории…………………………………..…235 3. Техническая теория и информационные технологии…………….…….236 4. Общенаучная теория и её специфика……………………………………248 ТЕМА 13. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ………………….……258 1. Концепции взаимоотношения науки и техники…………………..……258 2. Наука как форма общественного сознания. История и методология науки………………………………………………………………………263 3. Классификация наук…………………………………………………...…268 4. Современные общенаучные и философские проблемы взаимоотношения науки и техники………………………………………………………......275 ТЕМА 14. ОБРАЗЫ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ: ТРАДИЦИОННАЯ И ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРЫ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ: АПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРКРИТИКА ТЕХНИКИ………………………………………………………………………..287 1. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры…..288 2. Философское осмысление техники в эпоху Ренессанса и Нового времени, выработка новой "философии" техники………………….…299 3. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники …………………………………………..…305 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…311 ГЛОССАРИЙ……………………………………………………….……………313 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………..…319 5
Стр.5