Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторНехорошкова Александра Николаевна
АвторыГрибанов Анатолий Владимирович, Депутат Ирина Сергеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц142
ID631832
АннотацияМонография посвящена психофизиологическим особенностям деятельности детей с высокой тревожностью. Рассмотрены общие вопросы теории деятельности, проблемы тревожности и особенности ее проявления у детей. Описаны возможности метода регистрации сенсомоторных реакций для психофизиологической оценки деятельности. Дается психофизиологическая характеристика сенсомоторной и интеллектуальной деятельности детей с высокой тревожностью.
Кому рекомендованоДля физиологов, психофизиологов, специальных педагогов и психологов
ISBN978-5-261-00885-9
Нехорошкова, А.Н. Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей: монография / А.В. Грибанов, И.С. Депутат; А.Н. Нехорошкова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 142 с. — ISBN 978-5-261-00885-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/631832 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассмотрены общие вопросы теории деятельности, проблемы тревожности и особенности ее проявления у детей. <...> Описаны возможности метода регистрации сенсомоторных реакций для психофизиологической оценки деятельности. <...> Дается психофизиологическая характеристика сенсомоторной и интеллектуальной деятельности детей с высокой тревожностью. <...> В связи с этим, в настоящее время важность приобретают комплексные исследования, направленные на психофизиологический анализ деятельности человека с учетом индивидуальных свойств его личности. <...> Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. <...> К узловым механизмам, лежащим в основе структуры деятельности и поведенческого акта любой степени сложности, относятся: афферентный синтез; стадия принятия решения; формирование акцептора результата действия; формирование самого действия (эфферентный синтез); многокомпонентное действие; достижение результата; обратная афферентация о параметрах достигнутого результата и сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия. <...> Афферентный синтез является начальной стадией деятельности любой степени сложности. <...> Его важность заключается в том, что афферентный синтез определяет все последующее поведение. <...> Принятие решения предполагает формирование исполнительной команды, передачу ее в моторную кору и торможение всех остальных возможных в данный момент команд. <...> Согласно теории функциональной системы, принятие решения означает перевод одного системного физиологического процесса (афферентный синтез) в другой (программа действия) [9]. <...> По гипотезе П.К. Анохина акцептор результатов действия представлен в виде сети нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. <...> При достижении результата обратная афферентация от его параметров распространяется к вставочным нейронам, составляющим <...>
Очерки_психофизиологии_деятельности_тревожных_детей_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт медико-биологических исследований А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ Монография Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 612.821+159.922.7+616.89:053.2 ББК 28.707.3 Н587 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии СГМУ А.Г. Соловьев; доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Института педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова И.А. Новикова Н587 Нехорошкова, А.Н. Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат; Сев. (Арктич.) федер. ун-т имени М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 142 с. ISBN 978-5-261-00885-9 Монография посвящена психофизиологическим особенностям деятельности детей с высокой тревожностью. Рассмотрены общие вопросы теории деятельности, проблемы тревожности и особенности ее проявления у детей. Описаны возможности метода регистрации сенсомоторных реакций для психофизиологической оценки деятельности. Дается психофизиологическая характеристика сенсомоторной и интеллектуальной деятельности детей с высокой тревожностью. Для физиологов, психофизиологов, специальных педагогов и психологов. УДК 612.821+159.922.7+616.89:053.2 ББК 28.707.3 Издано в рамках государственного задания № 4.2792.2014 Министерства образования и науки РФ на 2013 год Северному (Арктическому) федеральному университету имени М.В. Ломоносова ISBN 978-5-261-00885-9 © Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Введение На современном этапе разнообразные научные направления в изучении проблем человеческой деятельности объединяет системный характер методологии их исследования. Сама категория деятельности представляет собой интегративную единицу, организующуюся сложными процессами жизнедеятельности целого организма в его взаимодействии с окружающей средой и определяющуюся индивидуальными особенностями личности. С позиций системного подхода психические и физиологические явления в обеспечении деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, поэтому, занимаясь вопросами изучения деятельности необходимо учитывать целостное единство этих явлений и их взаимовлияние. В связи с этим, в настоящее время важность приобретают комплексные исследования, направленные на психофизиологический анализ деятельности человека с учетом индивидуальных свойств его личности. Особый интерес у исследователей вызывает изучение тревожности как индивидуального устойчивого свойства личности к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, реагируя на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности. К настоящему времени накоплен достаточно большой объем исследований, посвященных анализу физиологических и психофизиологических изменений в организме при высоком уровне тревожности. Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. Вместе с тем, за последнее десятилетие отмечается резкое возрастание количества детей с высоким уровнем тревожности. В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации сил для достижения конечной цели и повышения ответственности перед грядущими событиями. Но если ее уровень 3
Стр.3
постоянно неоправданно повышается и тревожность становится устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным последствиям. Считается, что тревожность лежит в основе целого ряда нарушений развития, обусловливающих формирование разнообразных негативных изменений функционального состояния, снижая способность к концентрации внимания и умственной работоспособности, ухудшая воспроизведение информации и ассоциативное мышление. Поэтому особенно важно еще в детском возрасте, когда тревожность не закрепилась, как устойчивая черта личности, своевременно выявить характер ее воздействия на деятельность. Следует отметить, однако, что к настоящему времени исследования деятельности при высокой тревожности у детей преимущественно опирались на субъективные методы диагностики и интерпретации данных. В современной научной литературе фактически отсутствуют работы, дающие психофизиологическую характеристику деятельности детей с тревожностью. В связи с этим назрела необходимость в проведении комплексных исследований, предполагающих сопоставление объективных психофизиологических показателей с показателями эффективности деятельности тревожных детей. Этой цели и служит настоящая монография. При написании монографии использованы данные отечественной и зарубежной литературы и результаты собственных исследований, проводимых в Институте медико-биологических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова. Надеемся, что данная монография будет интересна и полезна не только специалистам в области физиологии и психофизиологии, но и психологам, педагогам, медицинским работникам и родителям. 4
Стр.4
Оглавление Введение …………………………………......………………………… 3 Глава 1. Вопросы деятельности с системных позиций…………....... Библиографический список …………………………………....……… 22 5 Глава 2. Междисциплинарный подход к проблеме тревожности и ее влиянию на деятельность ……………………………........………... 28 Библиографический список ………………………………....………… 48 Глава 3. Тревожность у детей: причины и особенности проявления 55 Библиографический список ………………………………………....… 68 Глава 4. Возможности метода регистрации сенсомоторных реакций для психофизиологической оценки деятельности …............…... 72 Библиографический список ………………………………....………… 82 Глава 5. Сенсомоторная деятельность детей с высокой тревожностью 88 Библиографический список …………………………….....…………… 108 Глава 6. Тревожность и интеллектуальная деятельность…......……. 112 Библиографический список ………………………………….....……… 129 Заключение …………………………………………….....…………... 135 141
Стр.141

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.