Рассмотрены общие вопросы теории деятельности, проблемы тревожности и особенности ее проявления у детей. <...> Описаны возможности метода регистрации сенсомоторных реакций для психофизиологической оценки деятельности. <...> Дается психофизиологическая характеристика сенсомоторной и интеллектуальной деятельности детей с высокой тревожностью. <...> В связи с этим, в настоящее время важность приобретают комплексные исследования, направленные на психофизиологический анализ деятельности человека с учетом индивидуальных свойств его личности. <...> Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. <...> К узловым механизмам, лежащим в основе структуры деятельности и поведенческого акта любой степени сложности, относятся: афферентный синтез; стадия принятия решения; формирование акцептора результата действия; формирование самого действия (эфферентный синтез); многокомпонентное действие; достижение результата; обратная афферентация о параметрах достигнутого результата и сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия. <...> Афферентный синтез является начальной стадией деятельности любой степени сложности. <...> Его важность заключается в том, что афферентный синтез определяет все последующее поведение. <...> Принятие решения предполагает формирование исполнительной команды, передачу ее в моторную кору и торможение всех остальных возможных в данный момент команд. <...> Согласно теории функциональной системы, принятие решения означает перевод одного системного физиологического процесса (афферентный синтез) в другой (программа действия) [9]. <...> По гипотезе П.К. Анохина акцептор результатов действия представлен в виде сети нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. <...> При достижении результата обратная афферентация от его параметров распространяется к вставочным нейронам, составляющим <...>
Очерки_психофизиологии_деятельности_тревожных_детей_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт медико-биологических исследований
А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат
ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ
Монография
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 612.821+159.922.7+616.89:053.2
ББК 28.707.3
Н587
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
психиатрии и клинической психологии СГМУ А.Г. Соловьев;
доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии
Института педагогики и психологии САФУ
им. М.В. Ломоносова И.А. Новикова
Н587
Нехорошкова, А.Н.
Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей /
А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т имени М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. –
142 с.
ISBN 978-5-261-00885-9
Монография посвящена психофизиологическим особенностям деятельности
детей с высокой тревожностью. Рассмотрены общие вопросы
теории деятельности, проблемы тревожности и особенности ее
проявления у детей. Описаны возможности метода регистрации сенсомоторных
реакций для психофизиологической оценки деятельности.
Дается психофизиологическая характеристика сенсомоторной и интеллектуальной
деятельности детей с высокой тревожностью.
Для физиологов, психофизиологов, специальных педагогов и психологов.
УДК
612.821+159.922.7+616.89:053.2
ББК 28.707.3
Издано в рамках государственного задания № 4.2792.2014
Министерства образования и науки РФ на 2013 год Северному
(Арктическому) федеральному университету имени М.В. Ломоносова
ISBN 978-5-261-00885-9
© Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В.,
Депутат И.С., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Введение
На современном этапе разнообразные научные направления в
изучении проблем человеческой деятельности объединяет системный
характер методологии их исследования. Сама категория деятельности
представляет собой интегративную единицу, организующуюся
сложными процессами жизнедеятельности целого организма
в его взаимодействии с окружающей средой и определяющуюся
индивидуальными особенностями личности. С позиций системного
подхода психические и физиологические явления в обеспечении
деятельности неразрывно связаны и не могут существовать
порознь, поэтому, занимаясь вопросами изучения деятельности необходимо
учитывать целостное единство этих явлений и их взаимовлияние.
В связи с этим, в настоящее время важность приобретают
комплексные исследования, направленные на психофизиологический
анализ деятельности человека с учетом индивидуальных
свойств его личности.
Особый интерес у исследователей вызывает изучение тревожности
как индивидуального устойчивого свойства личности к восприятию
широкого круга объективно безопасных обстоятельств,
как содержащих угрозу, реагируя на них состоянием тревоги, интенсивность
которой не соответствует объективной опасности.
К настоящему времени накоплен достаточно большой объем исследований,
посвященных анализу физиологических и психофизиологических
изменений в организме при высоком уровне тревожности.
Однако в основном они направлены на изучение особенностей
взрослого человека, исследования детской тревожности
описываются достаточно редко. Вместе с тем, за последнее десятилетие
отмечается резкое возрастание количества детей с высоким
уровнем тревожности.
В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации
сил для достижения конечной цели и повышения ответственности
перед грядущими событиями. Но если ее уровень
3
Стр.3
постоянно неоправданно повышается и тревожность становится
устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным
последствиям. Считается, что тревожность лежит в основе
целого ряда нарушений развития, обусловливающих формирование
разнообразных негативных изменений функционального состояния,
снижая способность к концентрации внимания и умственной
работоспособности, ухудшая воспроизведение информации и ассоциативное
мышление. Поэтому особенно важно еще в детском
возрасте, когда тревожность не закрепилась, как устойчивая черта
личности, своевременно выявить характер ее воздействия на деятельность.
Следует
отметить, однако, что к настоящему времени исследования
деятельности при высокой тревожности у детей преимущественно
опирались на субъективные методы диагностики и интерпретации
данных. В современной научной литературе фактически
отсутствуют работы, дающие психофизиологическую характеристику
деятельности детей с тревожностью. В связи с этим назрела
необходимость в проведении комплексных исследований, предполагающих
сопоставление объективных психофизиологических показателей
с показателями эффективности деятельности тревожных
детей. Этой цели и служит настоящая монография.
При написании монографии использованы данные отечественной
и зарубежной литературы и результаты собственных исследований,
проводимых в Институте медико-биологических исследований
САФУ имени М.В. Ломоносова. Надеемся, что данная
монография будет интересна и полезна не только специалистам в
области физиологии и психофизиологии, но и психологам, педагогам,
медицинским работникам и родителям.
4
Стр.4
Оглавление
Введение …………………………………......………………………… 3
Глава 1. Вопросы деятельности с системных позиций………….......
Библиографический список …………………………………....……… 22
5
Глава 2. Междисциплинарный подход к проблеме тревожности и
ее влиянию на деятельность ……………………………........………... 28
Библиографический список ………………………………....………… 48
Глава 3. Тревожность у детей: причины и особенности проявления 55
Библиографический список ………………………………………....… 68
Глава 4. Возможности метода регистрации сенсомоторных реакций
для психофизиологической оценки деятельности …............…... 72
Библиографический список ………………………………....………… 82
Глава 5. Сенсомоторная деятельность детей с высокой тревожностью 88
Библиографический список …………………………….....…………… 108
Глава 6. Тревожность и интеллектуальная деятельность…......……. 112
Библиографический список ………………………………….....……… 129
Заключение …………………………………………….....…………... 135
141
Стр.141