Цупикова, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Описаны методы и приёмы формирования умений интериоризации и экстрериоризации информации в процессе развития внутренней речи студентов. <...> Цель статьи – обосновать необходимость развития внутренней речи обучающегося и описать приёмы и средства её формирования в ходе развития речи и мышления студентов вуза. <...> Внутренняя речь является компонентом речемыслительного процесса, включающего, помимо неё, мышление и внешнюю речь. <...> Основная функция внутренней речи – опосредовать представление во внешней речи образов мышления, упорядочивая и дифференцируя их в отдельные представления, высказывания, сюжеты. <...> Таким образом, внутренняя речь управляет внешней, планируя её путём упорядочения мыслей коммуниканта. <...> Сказанное позволяет сделать вывод о том, что успешное формирование умений речемыслительной деятельности с необходимостью предполагает наличие знания о структуре речемыслительного процесса, этапах его работы в направлениях освоения и построения текста, то есть чётко осознанной связи мышления и речи: «Речь не просто внешняя одежда мысли, в речи мы формулируем мысль, но, формулируя её, мы сплошь и рядом её формируем. <...> Речь …включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием» [1]. <...> Внутренняя речь в учебном процессе развивается посредством внешней речи. <...> Именно во внешней речи мы наблюдаем эффективность и способы мыслительной деятельности студента. <...> Однако важно определить, какую форму внешней речи следует прежде всего развивать для цели развития мышления и внутренней речи. <...> Обычно методисты в таком случае говорят о необходимости первоочередного развития письменной формы внешней речи, забывая, однако, о такой промежуточной форме речи, как устная реализация письменной речи [2]. <...> Л. С. Выготский называл письменную <...>