РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИИ Научнометодический журнал №3 (87) Июль—сентябрь МИР Москва 2016 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) СвидетельствоПИ№ФС7762454 от 27 июля 2015 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России Главный редактор Э. В. Сайко Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов, А. А. Деркач, Ю. П. Зинченко, В. А. Пономаренко, В. М. Розин, В. В. Рубцов, В. М. ТиктинскийШкловский, С. Д. Максименко (Украина, Киев), Gerhard Witzlack (Герхард Витцлак) (Bundesrepublik Deutschland, Berlin) Michael Cole (Майкл Коул) (USA, San Diego La Jolla), Serena Veggetti (Серена Веджетти) (Italy, Roma), ISSN 20738528 © Московский психологосоциальный университет, 2016 © Мир психологии, 2016 Мир психологии От редколлегии Самоотношение как сущее человека и условие его развития и саморазвития Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какуюто особенную, отличную от других, а как на существующую по себе, всеоб щую самость. <...> Вместе с рождающимся самосознанием (как уровнем раз вития сознания) самоотношение становится значимой образующей важ нейших свойств человека, противопоставляющих его другим формам и уровням бытия всеобщего, определяющих специфику характеристик его бытия как носителя нового уровня эволюции (эволюции социальной) и обеспечивающих его действительное развитиесаморазвитие—самость и субъектность как всеобщие человеческие свойства, реальным носителем которых выступает индивид [6; 11]1 . <...> 1 Проблема самости рассматриваетсяв№4журнала «Мир психологии» за 2010 г., в котором ей посвящен специальный раздел—«Самость как открытиераскрытие себя и основание разви тия Я» (С. <...> Но реализуя свойства самости в качестве всеобщего свойства чело века в индивидуальном <...>
Мир_психологии_№3_2016.pdf
Мир психологии
Содержание
От редколлегии. Самоотношение как сущее человека и условие его развития
исаморазвития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
и основание становления личного и социального
пространства жизнедеятельности
Отношение к себе как условие
Открытие человеческого «Я» человеком
Исаева А. Н. Дериваты ранних стадий развития эго в личностном отношении
к оппозициям(в контексте открытия своего Я) . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Айламазьян А.М.Тайна возникновения человеческого «я» . . . . . . . . . . . . 20
Определение себя в социальном пространстве
Пигалев А. И. Системные эффекты во взаимодействии Яобраза
с социальнойсредой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Микайлова И. Г. Субъекты самоопределения в контексте формирования
их отношения к себе и к поиску смыслов существования в ходе
воспроизводства личностныхилокальных социокультурных пространств 39
Самооценка и самоценность в открытии
и построении себя
Марков В. Н. Типология динамики самооценки в социономических
профессиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Станковская Е. Б. Самоценность личности: диалектика сознательных усилий
ибессознательныхпрепятствий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Формы и уровни проявления самоотношения
Бондырева С. К. Я в поисках своей идентичности и специфика
идентификациив современноммире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
АнисимовО.С.Рефлексивныеосновысамопознания . . . . . . . . . . . . . . . 84
Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А. Взгляд на себя со стороны:
роль рефлексииисамодетерминациив развитии личности. . . . . . . . . . 97
Астрецов Д. А., Леонтьев Д. А. Точность самовосприятия и желательность
образа «Я»: опосредующаяроль рефлексиииособенностейличности. . . 109
303
2016,№3 (87)
Стр.303
Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Кризисы идентичности в ситуации
неопределенности как вариантыотношенияк себе. . . . . . . . . . . . . . 121
Самоорганизация и самокорректировка
в процессе открытия себя
Волов В. В.Исследование обратной связи в системе эмоционального
реагирования на основе миографии лица
(о выявлениифункциональныхсистем психической самоорганизации) 133
Селезнева Е. В. Эффект Томлинсона. В контексте проблемы отношения
человека к самомусебе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
КазаковЮ.Н. Психологопедагогические условия самостимуляции
резервов здоровья студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
и отношение социума к старости
Розин В.М.Индивидуальная концепция старости как необходимое
идостойное завершение личнойжизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
ЕрмолаеваМ. В. Старость своя и чужая
(отпоискаЯксамооценкеЯиоценкеЯстарого человека) . . . . . . . . . 181
Акопян Л. С., Керзил Дж. Восприятие детьми людей пожилого возраста:
кросскультурное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Научные и научнопрактические исследования
Сознание и бессознательное
(продолжение обсуждения проблемы)
О возможных подходах к исследованию, объяснению
и пониманию сознания и бессознательного
Петренко В.Ф.Возможенли контакт скосмическим сознанием? . . . . . . . 198
Лысенко В. Г.Психикаисознание виндийскойфилософии . . . . . . . . . . . 210
Гендерные характеристики развития
Мажуль Л. А. Дивергентная эволюция: от Природы к Культуре
(бинарныеоппозицииигендер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Расторгуева Е. Н. Гендерные различия в динамике процесса
самоактуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
В знаниевом пространстве
Процессуальные характеристики обучения
Дмитриев С. В. Парадоксы проектнопоисковых технологий
в системе современного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
304
Отношение старости к себе
Стр.304
Пермогорский М. С. Влияние предварительного опыта решения задач
«транзитивного» типа на успешность решения задач «нетранзитивного»
типа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
Проблемы организации учебника
(продолжение обсуждения)
Миронова К. В. Психодидактические принципы развития понимания
лирической поэзии подростками посредством учебных книг нового типа 273
К юбилею Б. М. Теплова
Семенов И. Н. Науковедческая рефлексия творчества Б.М. Теплова
(к 120летию со дня рождения). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Нашиавторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
305
Стр.305
World of psychology
Table of contents
Editorial Note. Selfrelation as a person’s matter and condition of his/her
development and selfdevelopment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Self attitude as a condition and basis for personal
and social space of activity formation
Person’s discovery of the human Self
Isaeva A. N. Ego’s development early stages derivatives in the personal relation
to oppositions (in the Self discovery context) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Aylamazyan A.M. ThehumanSelf emergence mystery . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Definition of Self in the social space
Pigalev A. I. System effects in the Self image interaction with the social
environment. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Mikaylova I. G. Selfdetermination subjects in the context of formation of their
attitudes towards self and to the search of existence meanings in the course
of reproduction of personal and local social and cultural spaces . . . . . . . . . . 39
Selfassessment and selfvalue in the discovery and creation of self
Markov V.N. The selfassessment dynamics typology in the socionomy trades . . . . 52
Stankovskaya E. B. Personality’ selfvalue: dialectics of conscious efforts
and unconscious obstacles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Forms and levels of the selfrelation manifestation
Bondyreva S. K. Self in search of its identity and identification specifics
in the modernworld . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Anisimov O. S. Selfknowledge reflexive bases . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Kostenko V. Y., Leontyev D. A. Look at yourself from the outside: the role
f reflection and selfdetermination in the personality’s development . . . . . . . 97
Astretsov D. A., Leontyev D. A. The accuracy of selfperception and the Self
image desirability: a mediating role of reflection and personality’s features . . . 109
Kolotaev V. A., Ulybina E. V. Crises of identity in an uncertainty situation
as options of the attitude towards self . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
306
2016,№3 (87)
Стр.306
Selforganization and selfcorrection
in the Self discovery course
Volov V. V. Study of the feedback in the system of emotional reactions on the basis
of the face myography (on the mental selforganization functional systems
identification) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Selezneva E. V. Tomlinson effect. In the context of a person’s relation to self . . . . . 143
Kazakov Y. N. Psychological and pedagogical conditions of student’s health
reserves selfstimulation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Old age attitude towards itself
and society’s relation to the old age
Rozin V.M. Individual concept of an old age as a necessary and worthy completion
of personal life . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Ermolaeva M. V. Personal and another’s old age (From the search of Self
to the selfassessment and to the assessment of an old person’s Self) . . . . . . . 181
Akopyan L. S., Kerzil J. Children’s perception of aged people:
a crosscultural study . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Scientific and scientific
and practical studies
Consciousness and unconscious
(continuation of a problem discussion)
On possible approaches to the research, explanation and understanding
of consciousness and unconscious
PetrenkoV.F. Is it possible to contact with the cosmic consciousness? . . . . . . . . 198
LysenkoV.G. Psychics and consciousness in the Indian philosophy . . . . . . . . . 210
Development gender characteristics
Mazhul’ L. A. Divergent evolution: from the Nature to the Culture
(binary oppositions and gender). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Rastorgueva E. N. Gender distinctions in the self actualization
dynamics process. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
In the knowledge space
Procedural characteristics of training
Dmitriev S. V. Paradoxes of projectsearch technologies in the modern
education system. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
PermogorskyM. S. The effect of the preliminary experience of the transitive
type tasks solving on the success in the nontransitive type tasks solving . . . . . 265
307
Стр.307
Problems of the textbook organization
discussion continuation)
Mironova K. V. Psychodidactic principles of comprehension development
of lyrical poetry by teenagers through thenewtype educational books . . . . . . 273
To B. M. Teplov’s Anniversary
Semenov I. N. Scientific reflection of B.M. Teplov’s creativity
(to the 120 Anniversary) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Ourauthors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
308
Стр.308