Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

0   0
АвторыБагнетова Елена Александровна
ИздательствоИздательство Дефис
Страниц177
ID623834
АннотацияМонография посвящена рассмотрению проблем здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса, проживающих в специфических климатоэкологических и социальных условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ISBN978-5-93243-112-2
Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : монография / Е. А. Багнетова .— Сургут : Издательство Дефис, 2013 .— 177 с. — ISBN 978-5-93243-112-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/623834 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сургутский государственный педагогический университет Е.А. Багнетова ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ХАНТЫМАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Издательско-печатный дом «Дефис» Сургут * 2013 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ УДК 613.96 + 57.048 ББК 60.542.14 + 51.28 Багнетова Е.А. <...> Образ жизни семьи и его влияние на здоровье и поведенческие привычки детей 1.5. <...> Учебные факторы риска современной образовательной среды Глава 2. <...> Влияние социально-экономического статуса и образа жизни семьи на здоровье и поведенческие привычки учащихся 2.3. <...> Учебные факторы риска и психоэмоциональное состояние школьников и студентов в условиях современной образовательной среды 2.4. <...> Сравнительный анализ показателей функционального и психологического состояния старшеклассников и студентов в аспекте факторов риска учебной среды 2.5. <...> Особенности образа жизни и показатели функционального и психологического состояния школьников и студентов Заключение Список литературы Приложение 106 120 126 164 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения ЗОЖздоровый образ жизни ИФИ – индекс функциональных изменений ОЖ – образ жизни СА – социальная адаптированность ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ ЧСС – частота сердечных сокращений УД – уровень депрессии ФА – физическая активность «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» А. <...> Просвещение, формирование гигиенической культуры и здоровых поведенческих привычек являются не только эффективными в обеспечении здоровья, как отдельных лиц, так и общества в целом, но еще и, наиболее экономически выгодными видами здоровьесохраняющей деятельности. <...> Понимание научно обоснованных принципов профилактики развития у детей и подростков ряда заболеваний, обусловленных влиянием школьных факторов риска, является <...>
Образ_жизни_и_факторы_риска_здоровью_учащихся_Ханты-Мансийского_автономного_округа_-_Югры_.pdf
Сургутский государственный педагогический университет Е.А. Багнетова ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ХАНТЫМАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Издательско-печатный дом «Дефис» Сургут * 2013
Стр.1
Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ УДК 613.96 + 57.048 ББК 60.542.14 + 51.28 Багнетова Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. – Сургут: Дефис, 2013. – 178 с. ISBN 978-593243-112-2 Рецензенты: д.б.н., профессор Логинов С.И. д.б.н., профессор Литовченко О.Г. Монография посвящена рассмотрению проблем здоровья и здо-рового образа жизни участников образовательного процесса, прожи-вающих в специфических климатоэкологических и социальных усло-виях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Представлен-ные в работе результаты исследования могут быть использованы в профессиональной практике преподавателей высших учебных заве-дений и учебной деятельности аспирантов и студентов (очных и заочных отделений бакалавриата, специалитета и магистратуры) по дисциплинам, посвященным вопросам здоровья, здорового образа жизни, гигиены и безопасности жизнедеятельности. Монография может быть полезна учителям, психологам, социальным работникам школ, а также исследователям, интересующимся вопросами сохране-ния здоровья участников образовательного процесса. ISBN 978-593243-112-2 © Багнетова Елена Александровна, 2013 г.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы факторов риска, влияющих на здоровье учащихся ХМАОЮгры 1.1. Факторы, определяющие состояние здоровья человека. Понятие здорового образа жизни 1.2. Современные подходы к оценке факторов риска, влияющих на здоровье человека 1.3. Региональные факторы риска. Характеристика климатогеографических и экологических особенностей ХМАО – Югры 1.4. Образ жизни семьи и его влияние на здоровье и поведенческие привычки детей 1.5. Учебные факторы риска современной образовательной среды Глава 2. Оценка факторов риска, влияющих на здоровье учащихся 2.1. Оценка региональных аспектов культуры здоровья и факторов риска в образе жизни школьников и студентов 2.2. Влияние социально-экономического статуса и образа жизни семьи на здоровье и поведенческие привычки учащихся 2.3. Учебные факторы риска и психоэмоциональное состояние школьников и студентов в условиях современной образовательной среды 2.4. Сравнительный анализ показателей функционального и психологического состояния старшеклассников и студентов в аспекте факторов риска учебной среды 2.5. Исследование поведенческих факторов риска школьников и студентов 6 9 9 20 25 31 37 47 47 55 77 86 97
Стр.3
2.6. Особенности образа жизни и показатели функционального и психологического состояния школьников и студентов Заключение Список литературы Приложение 106 120 126 164
Стр.4
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения ЗОЖ – здоровый образ жизни ИФИ – индекс функциональных изменений ОЖ – образ жизни СА – социальная адаптированность ХМАО – Ханты-Мансийский автономный округ ЧСС – частота сердечных сокращений УД – уровень депрессии ФА – физическая активность
Стр.5
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» А. Шопенгауэр ВВЕДЕНИЕ В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социальноэкономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. В 1990 году И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Но, к сожалению, и сегодня в России проблема сохранения здоровья населения всех возрастов является по-прежнему острой по причинам социально-экономического, экологического и духовно-нравственного характера. Научные исследования в этой области позволяют констатировать множество неблагополучных данных по основным показателям здоровья детского и взрослого населения страны [28, 30, 189]. Особую тревогу вызывает сохраняющаяся негативная динамика многих показателей здоровья школьников и студентов, так как они представляют собой тот потенциал, которому предстоит решать важнейшие задачи по развитию и преобразованию общества. В этой связи становится понятным, почему в подготовке студентов педагогических специальностей в последние годы все большее значение придается формированию компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи. Такая ситуация объясняется не только влиянием учебных факторов риска на здоровье учащихся, но и необходимостью усиления профилактических направлений деятельности, которые по опыту многих стран и данным Всемирной организации здравоохранения являются наиболее результативными. Просвещение, формирование гигиенической культуры и здоровых поведенческих привычек являются не только эффективными в обеспечении здоровья, как отдельных лиц, так и общества в целом, но еще и, наиболее экономически выгодными видами здоровьесохраняющей деятельности. И это те направления действий, которые можно реализовать в рамках учебно-воспитательного процесса, поэтому неслучайно в последние годы все больше актуализируется задача формирования специальных компетенций у выпускников педагогических вузов, в число которых входит готовность
Стр.6
строить учебный процесс в соответствии со всем спектром гигиенических норм. Понимание научно обоснованных принципов профилактики развития у детей и подростков ряда заболеваний, обусловленных влиянием школьных факторов риска, является важным требованием подготовки специалистов, занятых обучением и воспитанием подрастающего поколения. Так, современный педагог должен уметь взаимодействовать с учащимися, минимизируя дидактогенные воздействия. Для того, чтобы работать, не допуская ситуаций, когда такие влияния возможны, необходим высокий уровень психологической грамотности, развития ценностных установок учителя. Профилактика всегда предполагает активные действия, поэтому в компетенции педагога должна входить сформированная готовность соблюдать принципы гигиены в учебном процессе, прививать учащимся навыки здорового образа жизни и воспитывать культуру здоровья. Еще в процессе обучения в вузе необходимо формировать культуру здоровья будущих педагогов, которая включает в себя: понимание факторов риска для здоровья участников образовательного процесса, знание основ сохранения собственного здоровья в процессе профессиональной деятельности, грамотность в области здоровьесберегающих образовательных технологий. Культура здоровья учителя имеет огромное значение для общества в силу того, что от нее во многом зависит благополучие подрастающего поколения. Учитель, обладающий этой культурой способен обучать, сохраняя здоровье школьников и эффективно осуществлять просветительскую деятельность по укреплению здоровья. Здоровое поведение и гармоничное взаимодействие педагога с окружающими имеют ценность сами по себе и являются важнейшим и необходимым условием сохранения здоровья учащихся. В педагогическом взаимодействии учитель транслирует не только знания, но и способы субъективного взаимодействия с миром, в том числе сохраняющие или разрушающие здоровье. В силу социально организационных особенностей, учебные учреждения позволяют не только пропагандировать ценности здорового образа жизни, но и реализовывать оздоровительные программы. Интерес к сохранению здоровья детей и подростков средствами образования связан с возможностью эффективного использования потенциала учебного процесса в обеспечении здоровья и качества жизни человека [65]. Формирование ЗОЖ подрастающего поколения является необходимым условием сохранения здоровья учащихся и в процессе обуче
Стр.7