РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Б.М. Лапидус – старший советник президента
ОАО «РЖД», председатель редакционного совета,
доктор экономических наук, профессор
Т.В. Андранович – заместитель начальника
Департамента экономики ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
И.С. Беседин – начальник Департамента
управления транспортно-логистическим бизнесблоком,
кандидат технических наук
Л.И. Васина – проректор Московского
государственного университета путей сообщения
по связям с производством
И.А. Костенец – начальник Департамента
экономики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Э.К. Лецкий – заведующий кафедрой
«Автоматизированные системы управления» МИИТ,
доктор технических наук, профессор
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
Ю.О. Пазойский – заведующий кафедрой
«Железнодорожные станции и узлы» МИИТ,
доктор технических наук, профессор
С.Н. Пегов – заместитель начальника
Департамента управления делами ОАО «РЖД»
Ф.С. Пехтерев – генеральный директор
ОАО «Институт экономики и развития
транспорта», доктор экономических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой
экономики и управления на транспорте
Института экономики и финансов МИИТ, доктор
экономических наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
УЧРЕДИТЕЛЬ: OOO KФЦ «Актион»
ИЗДАТЕЛЬСТВО: ЗАО «МЦФЭР»
129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
ИЗДАТЕЛЬ: Карасик А.А.
РЕДАКЦИЯ
Гандельсман Т.А. – главный редактор,
gandelsman@mcfr.ru
Сидоров А.Б. – ответственный редактор,
sidorov@mcfr.ru
Брыкова Е.В. – выпускающий редактор
Першина Н.Е. – компьютерная верстка
Калганова Н.Н. – секретарь редакции
Электронная версия журнала: http://e.e-zd.ru/
Адрес редакции
127015, г. Москва, Новодмитровская ул., д. 5а, стр. 8
Тел.: +7 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Для писем: 127015, г. Москва, а/я 100, «Актион»
ejd@mcfr.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Захарова М.Э. – руководитель,
mzaharova@mcfr.ru
Тел./факс: +7 (495) 937-90-83, доб. 25-02
ОТДЕЛ ПРОДВИЖЕНИЯ
Барляева Л.И. – бренд-менеджер
LBarlyaeva@mcfr.ru
Тел.: +7 (495) 937-90-80, доб. 25-72
СЛУЖБА КЛИЕНТСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Тел.: +7 (495) 937-90-82, 933-63-22
Претензии по доставке
направляйте по факсу: +7 (495) 933-52-62
pressa@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах:
«Роспечать» – 48866 (п/г), 79529 (годовой);
«МАП» – 99739, 16686;
«АРЗИ» – 84993, 84994
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64194 от 25.12.2015. Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подписано в печать 25.03.2016. Формат 70 Ч 108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Тираж 4000 экз. Зак. № 20996. Дата выхода в свет 12.04.2016.
Цена свободная. 12+
Отпечатано в ООО ПО «Периодика»
105082, г. Москва, Спартаковская площадь, д. 14, стр. 3.
Тел.: +7 (499) 267-44-57
© Актион-МЦФЭР, 2016
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
АНАЛИТИКА
Мониторинг ситуации в промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
ТЕРЕШКО И.В.
Риски отмены скидки на услуги инфраструктуры
для пригородных компаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Предложение Минфина России по отказу от предоставления скидки на
услуги инфраструктуры для пригородных компаний может привести
к росту средней стоимости проезда в электричках, прекращению
пригородных железнодорожных перевозок практически по всей стране
и, как результат, повторному росту социальной напряженности
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
ЧУПЕЙКИНА Л.Г., САФОНОВА А.И.
Переменные расходы в краткосрочном периоде . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Эффективное управление затратами в вертикально интегрированных
функциональных филиалах ОАО «РЖД» требует вычленения переменной
части расходов филиалов в краткосрочном (не более года) периоде
5
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СТАРОВОЙТ В.А., ФУТИН В.А.
Компетентностные принципы управления персоналом . . . . . . . . . . . 30
Профессиональный стандарт определяет знания, умения,
квалификационный уровень работника и является основой
разработки системы профессиональных компетенций, нормативных
и методических материалов по организации кадровых процедур,
программ профессионального обучения работников и установления
квалификационных уровней
ШТЕЛЕ Е.А., КУВАЛДИНА Т.Б.
Валютный риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Своевременное выявление и количественная оценка валютных рисков
и противодействие им в значительной степени определяют успех
и выживание участников рынка в условиях макроэкономической
нестабильности
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ИЛЬИН И.П.
Определение субсидий по регуляторному транспортному
договору и оценка рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
При осуществлении межрегиональных пассажирских перевозок по
регулируемым тарифам в случае возникновения потерь доходов
государство обеспечивает субсидии при условии эффективного
использования бюджетных средств
ЛОГИСТИКА
ЦЕВЕЛЕВ А.В.
Пирамида ценности материально-технического обеспечения . . . 54
В системе материально-технического обеспечения железнодорожного
транспорта присутствуют три ключевые ценности –
ответственность за результат, клиентоориентированность
и инновации; разработка пирамиды ценностей позволит существенно
влиять на процесс принятия стратегических решений в системе
управления железнодорожным транспортом
6
Экономика железных дорог № 4 • 2016
Стр.8
КУРЕНКОВ П.В., АСТАФЬЕВ А.В., КИЗИМИРОВ М.В.
Экономическая оценка развития регулярного контрейлерного
сообщения на территории РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Экономический эффект у железнодорожных компаний, использующих
контрейлерные перевозки, может быть достигнут за счет сокращения
расходов на складирование и содержание площадок по отстою
автотранспорта
КАДРОВАЯ СЛУЖБА
ЛЕЦКИЙ Э.К.
Качество обучения при использовании дистанционных
образовательных технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Важнейший показатель образовательного процесса – качество
обучения – при применении ДОТ может существенно колебаться
в зависимости от организации обучения, качества используемых
информационных ресурсов, способа проведения итоговой аттестации
ШЕРЕМЕТ Н.М.
Измерение трудовых ресурсов и трудового потенциала . . . . . . . . . .71
Под качеством трудовых ресурсов следует понимать не только
перечень и количественное выражение свойств, качеств работников,
но, главным образом, – их способность давать разные результаты
труда при равном его количестве и одинаковых условиях
НОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
МАКАРОВА Е.А., СОКОЛОВСКИЙ А.В.
Эффективность пассажирских поездов с жесткой схемой
составов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Ввод в обращение поездов с жесткой (неизменяемой) схемой составов
приводит к повышению качества обслуживания пассажиров, однако
следует иметь в виду, что технология построения пассажирских
составов по принципу жесткой схемы не может рассматриваться
в качестве универсальной для всех сегментов транспортного рынка
7
Стр.9