В качестве базового языка программирования при выполнении практических заданий взяты языки программирования высокого уровня С++ и С#, являющиеся наиболее востребованными для специалистов в инженерно-компьютерной сфере. <...> В качестве языка за основу взят С++, так как является наиболее востребованным на предприятиях для специалистов в сфере программирования. <...> Формируемые компетенции - ОК-12: Способен действовать в соответсвии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма; - ОПК-2: Способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики; - ПК-1: Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для формализации, анализа и выработки решения; - ПК-2: Способен применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач; - ПК-11: Способен понимать сущностьи значение информации в развитии современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, в библиотечных фондах и иных источниках информации. <...> Для их использования необходимо добавить в коде используемого шаблона библиотеку iostream и прописать пространство имен std. <...> Структуры программы-шаблона CLR Оборудование и материалы Персональные ПК Microsoft Visual Studio 2008 / 2010 /2012 Указания по технике безопасности Перед началом работы необходимо: убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте; разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере; 8 принять правильною рабочую позу; посмотреть на индикатор монитора и системного блока <...>
Языки_программирования._Часть_1.pdf
УДК 004.43: 519.682 (075.8)
ББК 22.18: 32.973-018.1 я73
Я 41
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. техн. наук, доцент Л. Л. Гусева,
канд. техн. наук, зав. лаб. разработки информационных систем
А. В. Колесников (ОАО "СевКавНИПИгаз")
Я 41 Языки программирования: часть 1: лабораторный практикум
/ сост.: Е. А. Малиновская, Р. А. Рыскаленко. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2016. – 103 с.
Пособие составлено в соответствии с учебным планом. Содержит
материал, необходимый для выполнения лабораторных
работ и подготовки к зачету в третьем семестре. В качестве базового
языка программирования при выполнении практических заданий
взяты языки программирования высокого уровня С++
и С#, являющиеся наиболее востребованными для специалистов в
инженерно-компьютерной сфере.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 10.03.01 – Информационная безопасность.
УДК 004.43: 519.682 (075.8)
ББК 22.18: 32.973-018.1 я73
Составители:
канд. физ.-мат. наук, доцент Е.А. Малиновская,
канд. физ.-мат. наук, доцент Р.А. Рыскаленко
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Языки программирования» относится к
области современных знаний о способах и средствах создания
программных продуктов. Дисциплина является обязательной общепрофессиональной
дисциплиной в системе высшего образования
и имеет целью обучить студентов общим принципам построения
и использования современных языков программирования,
средств описания данных и действий, особенностям программирования
в мультипрограммной и мультизадачной средах, применению
современных интегрированных сред разработки программ,
а также содействовать фундаментализации образования, формированию
научного мировоззрения и развитию системного мышления.
Дисциплина способствует воспитанию культуры программирования,
а также получению необходимых практических навыков прикладного
программирования. Она является базовой для изучения
дисциплин по операционным системам, вычислительным сетям и
системам управления базами данных. Знания и практические
навыки, полученные из курса, используются при изучении естественно
– научных дисциплин, а также при разработке курсовых и
дипломных работ.
Основные задачи дисциплины:
- изучение принципов построения и использования языков
программирования различного уровня;
- освоение правил использования средств описания данных и
действий современных алгоритмических языков;
- овладение навыками использования языков программирования
низкого уровня.
В третьем семестре запланировано изучение базовых принципов
программирования. В качестве языка за основу взят С++, так
как является наиболее востребованным на предприятиях для специалистов
в сфере программирования. Пособие содержит девять
лабораторных работ и две самостоятельные работы, подлежащие
изучению студентами в этом семестре.
Каждая лабораторная работа состоит из следующих разделов:
1) теоретическая часть,
2) оборудование и материалы,
3
Стр.3
3) задания: задания базового уровня и задания повышенного
уровня,
4) содержание отчета,
5) контрольные вопросы,
6) тестовые задания,
7) список литературы.
Для удобства пособие построено по уровням:
1 уровень: выполнение заданий базового уровня;
2 уровень: решение заданий повышенного уровня;
3 уровень: решение заданий повышенного уровня с символом
«*»;
4 уровень: выполнение самостоятельных работ.
При работе с пособием, если материал по программированию
знаком, можно решать задачи с символом «*» и выполнять самостоятельные
работы. Если же до обучения в вузе Вы не сталкивались
с программированием, начинайте изучение каждой темы с
самого начала.
Для самооценки знаний по каждой теме приведен тест. Для
анализа результатов тестирования необходимо на листочке предварительно
ответить на вопросы теста, указав решения по принципу
1а, 2д и т.д. Сравнить свои ответы с верными (они находятся в
приложении пособия).
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Введение в языки программирования. Общие принципы
построения и использования языков программирования .………..
2. Условные операторы: if и switch ……………………………..
3. Операторы цикла for и while ………….………………………
4. Программирование с использованием массивов …………….
5. Функции ………………………………………..........................
6. Указатели …………………………….…………………………
7. Запись и чтение данных файла …………..……………………
8. Введение в объектно-ориентированное программирование
(ООП)………………………………………………….........................
9. Знакомство с принципами компонентно-ориентированного
программирования (КОП) …………………………………………..
5
16
28
42
50
62
71
78
87
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………..…………………… 101
102
Стр.102