8 Интуиции космогонического мифа как основа создания идеальных моделей космоса . <...> 147 Ведический образец и классическая культура Индии . <...> Структура и краткое содержание ведических текстов . <...> Интуиции космогонического мифа как основа создания идеальных моделей космоса Создание космогонического мифа, отсутствующего в ранних мифологиях, завершает процесс формирования древних мифологических систем. <...> Это свидетельствует о том, что представление о структуре мирового космоса в период окончания эпохи родового строя формировалось в процессе духовного осмысления опыта родовой жизни. <...> Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. <...> Интуиции космологического мифа, выражавшие представление о единстве мироздания, воплощались в различных системах образов восприятия, традиционных для менталитета тех или иных этнических групп. <...> Это определялось характером ведического ритуала, где изначально приоритетная роль в духовном акте отводилась гимну-песнопению, носившему ритмический характер (гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями). <...> Теогония27 Древнейшая триада богов (божества стихий): Шу — бог южного моря, Ху — бог северного моря, Хун-Тунь — серединный бог. <...> Система триграмм — это 8 комбинаций трех различных сочетаний двух линий: прерывистой, символизирующей женское начало (инь), непрерывной, символизирующей мужское начало (ян). <...> «Чертеж» (Ди-ли), созданный Фу Си с помощью образов (сян) и узоров (вэнь) из размещенных по кругу 8 символов (ба гуа), явился не чем иным, как первой в истории Древнего Китая попыткой представить мироздание как целое в неразрывном единстве Дао неба, Дао земли и Дао человека. <...> Система триграмм по Фу Си (Ди-ли — чертеж мироздания ) 38 Тем самым была выражена вся полнота свойств мироздания (дэ)29 . <...> По существу, создание системы гексаграмм (гуа-мин) символизировало начало выхода человека за пределы чисто мифологического сознания в сферу философского <...>
«Культура_образца._Формирование_культурных_парадигм_Востока_и_Запада»_(1).pdf
ББК 71.05
УДК 37.01
П 56
Рецензенты:
Н.В. Громова, доктор филологических наук, профессор ИСАА МГУ
В.С. Зуйков, кандидат философских наук
П 56
Пондопуло Г.К.
Культура образца. Формирование культурных парадигм Востока
и Запада. Учебное пособие. М.: ВГИК, 2014. 382 с.
Содержание книги составляют материалы лекционного курса по предмету
«Культурология» и научно-методические разработки автора по теме:
«Формирование культурных образцов (парадигм) Востока и Запада». Работа
предназначена для углубленного изучения истории и теории культуры
студентами и аспирантами ВГИК.
Рекомендовано студентам высших учебных заведений.
ISBN 978-5-87149-144-7
© Пондопуло Г.К.
ISBN 978-5-87149-144-7
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
имени С.А. Герасимова
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................ 7
Формирование образца ............................................... 8
Интуиции космогонического мифа как основа создания
идеальных моделей космоса .......................................... 8
Идеальные модели космоса и парадигмы (образцы) культуры ............ 12
Смысловое единство, разнообразие и структура культурных
парадигм Востока и Запада. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Классические культуры древнего Востока и Запада ................... 19
Древний Китай. Культура Дао .......................................... 21
Карта Древнего Китая ............................................... 22
Эпоха неолита и бронзы (5 000–3 000 лет до н.э.) ..................... 23
Раннеземледельческие культуры и их центры .......................... 23
Эпоха трех древнейших городских цивилизаций Китая ............... 24
Культура Китая в период древних империй ........................... 30
Формировние китайской парадигмы культуры ....................... 35
Мифология и культурная традиция Древнего Китая .................... 35
Теогония .......................................................... 35
Космогония и космология ........................................... 36
Культурологический миф ........................................... 36
«Книга перемен». Комментарии к ней ................................ 40
Идея «изменчивости» как принцип создания
идеальной модели космоса ........................................... 40
Древнейшие смыслообразующие элементы китайской традиции ...... 43
Вэнь и Шу ........................................................ 43
Конфуцианство. Жень и Ли ......................................... 49
Древние каноны ................................................... 49
Основные элементы учения Конфуция ............................... 52
Даосизм. Дао и Дэ .................................................. 54
Терминологический словарь ......................................... 62
Приложения: ........................................................... 86
1. Тексты ............................................................ 86
3
Стр.3
2. Литература ........................................................ 87
3. Фильмы (DVD) ................................................... 89
Классическая культура Древней Индии. Культура ОМ .................. 91
Карта Древней Индии ............................................... 92
У истоков культуры Древней Индии ................................. 93
Ведическая традиция ................................................ 94
Ведическая мифология ............................................. 100
Ведическая космогония, ее эволюция
и культурное значение .............................................. 101
Эволюция ведической теогонии ..................................... 107
Триады богов ..................................................... 108
Эволюция классификации богов .................................... 109
Ведический космос ................................................. 111
Система триад .................................................... 112
Пространство, время, закон в системе ведического знания ............ 115
Ведическая культура периода упанишад ............................. 119
Проблема знания в упанишадах ..................................... 121
Проблема жизни в упанишадах ...................................... 124
Образ мира как «колеса сансары» ................................... 126
Основные смыслообразующие элементы учения упанишад .......... 127
Культурное значение философии упанишад ......................... 132
Учение о Брахмане-Атмане ......................................... 133
Санкхья-йога ....................................................... 134
Санкхья ............................................................ 136
Учение о таттвах и гунах ............................................ 137
Проявление пракрити .............................................. 139
Мир Пуруши ..................................................... 140
Мир Брахмана .................................................... 140
Мир Атмана ...................................................... 140
Йога ............................................................... 141
Практика йоги и ее эволюция ....................................... 142
Философия йоги ................................................... 145
Йога и проблема человека в этике упанишад ......................... 147
Ведический образец и классическая культура Индии ................. 150
Таблица. Структура и краткое содержание ведических текстов ....... 161
4
Стр.4
Терминологический словарь ........................................ 163
Приложения: .......................................................... 197
1. Тексты ........................................................... 197
2. Литература ....................................................... 199
3. Фильмы (DVD) .................................................. 200
Античная культура логоса ............................................. 203
Карта Древней Греции .............................................. 204
Греческая цивилизация и античная культура ......................... 205
Греческий полис и античный идеал .................................. 211
Арете. Ранние формы греческой калокагатии ........................ 216
Античный идеал периода высокой классики
223
Греческая мифология и античная культура .......................... 228
Главная типологическая особенность античной культуры.
Античный космос ................................................... 238
Основные смыслообразующие элементы
античной культуры ................................................. 242
Исходный принцип и доминанта античной культуры.
Учение о нравственно-прекрасном .................................. 250
Пайдейя ............................................................ 263
Классическая Греция и эллинизм ................................... 289
От образца к традиции ............................................ 289
Аристотель и эллинизм ............................................ 292
Эпоха эллинизма и ее культурное значение ......................... 295
Ранний эллинизм ................................................. 295
Перипатетики и греческая наука .................................... 306
Великий просветитель Эпикур ..................................... 308
Догматика ....................................................... 309
Физика .......................................................... 311
Этика ........................................................... 314
Афины и Александрия ............................................. 315
У истоков научной «революции» ................................... 315
Александрия — центр греческого просвещения ........................ 320
Греческое просвещение и эллинизация Рима ......................... 325
«Греческое возрождение» и римский гуманизм ...................... 330
«Культура humanitas» .............................................. 330
5
Стр.5
Ars lieberales ...................................................... 334
Греческое наследие и римская литература ........................... 341
«Ars lieberales» в системе христианской теологии .................... 352
Конец греческой философии и римского гуманизма. Патристика ..... 354
Первый ренессанс. «Тривиум и квадриум» ........................... 361
Античное наследие на перепутьях европейской культуры ............ 365
Таблицы:
Таблица античности ................................................ 372
Древнегреческая мифология ........................................ 374
Олимпийцы – третье поколение богов ............................... 376
Приложения: .......................................................... 379
1. Тексты ........................................................... 379
2. Литература ....................................................... 380
3. Фильмы-DVD .................................................... 381
Стр.6