Ha правахъ рукописи.
i
сл дующемъ.
Stcnxi
I. Записка НОМІ ІИССІИ.
Рч:
Для предварительнаго обсужденія вопросовъ, предложенныхъ на
обоужденіе Сов та г. Попечител мъ Варшавскаго учебнаго округа въ
предложеніяхъ за №№ 169 и 9785, Сов тъ въ зас даніяхъ своихъ (26
апр ля и 2 мая) избралъ особую Коммисію, въ составъ которой вошли
проФессора: Алекеандревко, Амалицкій, Воронои, ВульФъ, Горбъ-Ромашкевичъ,
Дыдынекій, Гусаковъ, Карскій, Кудревецкій, Кулаковекій,
Любовичъ, Мухинъ, Сомовъ, Ушинскій, Филеві.чъ, Чаусовъ.
Вопросы, предложенные обсужденію Коммиеіи, заключались въ
• £
I. Предложеніемъ отъ 25 апр. с. г. № 169 г. Попечитель согласно
распоряженію г. Министра Народняго Проов щенія просилъ Сов
тъ выеказаться о томъ, представляетея-ли желательнымъ и ево временнымъ
возбужденіе универеитетомъ ходатайства объ изм неніи §§
14, 43, 12, 11 и 40 разд ла X д йствующихъ Правилъ для етудентовъ
Варшавскаго университета, и если означ нный вопросъ будетъ р -
шенъ Сов томъ въ положит льномъ смысл , то соотв тствевно е му
выработать мотивировавный проектъ, признаваемыхъ Сов томъ ц лесообразными
для Варшавскаго университета новыхъ Правилъ. Еслибы
оказались,. что по уб жд нію Сов та, непосредетвенно пріуроченныя
къ университету оргапизаціи студеачества для сходокъ, а также
для иныхъ собраніи мож тъ вообще по характеру университетскихъ
зданій и ио другимъ причинамъ быть осуш,ествлеііа безъ ущерба для
учебыаго д ла и иорядка лишь подъ условіемъ возведеиія отд льной
постройки, отведевной въ пользованіе подлежащихъ корпоративвыхъ
учрежденій, то г. Попечитель ііроситъ нам тить хотя-бы ириблизительво
разм ръ потребныхъ на сів отроительнаго кредита и штатныхъ
ассигновапій (отопленіе, осв щеніе, прислуги и т. п.), а также^Цсказаться
относительно того, отдаетъ-ли онъ предпочтені,^§'ц(^іЬйіпему~
2007042116
т
Стр.2
-
^
-
удовлетворенію означенныхъ предположеній, или-же нуждъ заявленныхъ
раньше университетомъ.
П. Въ ир дложеніи отъ 2 мая с. г. за JV
» 9785 г. Попечитель сообіцилъ,
что г. Министръ Народнаго Проев щенія преда(ш.гая приступить
къ пересмотру д ііствующихъ уставовь и штатовъ ИМІІЕРАТОРскихъ
университетовъ и спеціальныхъ высшихъ учебныхъ заведеній
Министерства предлагаетъ Сов ту Варшавскаго университета высказать
свои соображенія отиосительно желательныхъ изм неній въ сихъ
уставахъ и штатахъ; причемъ Генералъ-Адыотантъ Ванновскій счелъ
вужнымъ добавить. что не ст сняя какими-либо раыками сужденій Сов
та и ожидая его мн нія по вс мъ вопросамъ, которымъ въ интересахъ
д ла онъ придаетъ значеніе Его Высокоиревосходительство съ
своей стороны желалъ-бы им ть мотивированныя заключеиія по прилагаемымъ
къ настоящвму предложенію вопрооамъ.
Изъ означенныхъ вопросовъ относите ьно желательнаю устройства
университетовъ составленныхъ іірим нительно къ уставу 1884
года и въ предиоложеніи изданія общаго устава для вс хъ зниверситетовъ
на обсужденіе Киммисіи были переданы Сов томъ нижесл -
дующіе.
1. Какъ должны быть поставлены должности ректора и декановъ.
Въ частности канія неудобства представляетъ ректоръ по назначенію
Правительства и какія ііреимущества можетъ им ть ректоръ избираемый
цроФессорскою коллегіей.
2. Какія изм нені» желательны въ распред левіи иредметовъ
в домства Факультетовъ, Правленія и Сов та.
3. He сл дуетъ-ли отм нить особую плату въ иользу отд льныхъ
преподавателей.
4. Въ какимъ разм р должво быть увеличено штатное содержаві
проФессоровъ, при которомъ они, не обрем няя себя посторонними
университету занятіями получили-бы возможность отдавать свое
вреыя и силы научнымъ и преиодавательскимъ трудамъ и не только
читать лекціи, но и д ятельно восги практическія занятія со студентами,
5.
Въ случа увеличенія штатнаго содержанія ирсФессорозъ до
указаннаго разм ра возможно-ли допускать занятіе ими другихъ
должвостей вв университета, или службу ихъ іш вольному найму въ
другихъ учрежденіяхъ. Если возможно, то какія должности и какая
служба no вольному найму совм стиыы съ звапіемъ профоссора.
12. Нужно-ли предоставлять служебныя права, оканчивающимъ
университетскій курсъ.
13. Нужно-ли сохранить гоеударетвенны экзам ны и если нужао,
то въ вакомъ вид и на какихъ основаніяхъ.
Стр.3
— 3 —
14. Какія м ры желат льны для сближенія проФессоровъ и студентовъ
и для усиленія восиитат льнаго вліянія первыхъ нааослЬднихъ.
15. He сл дуетъ-ли допустить студеическія организаціи и собранія
студевтовъ для обсужденія студенческихъ д лъ. Если сл -
дуетъ, то какія и на какихъ условіяхъ. He признаются-ли іюлезными
курсовые старосты, какъ іюсредники между студентами, проФессорами
и университетской администраціей.
16. He сл дуетъ-ли возстановить университетскій судъ по д -
ламъ о тіроступкахъ студеитовъ.
17. He сл дуетъ-ли независимо отъ сего ввести особый студенческій
(товарищескій) судъ спеціально для разбора поступковъ студентовъ,
иротивныхъ правиламъ чести. Если сл дуетъ, то каковы должны
быть организація сего суда, контроль надъ нимъ и его отвошеніе къ
универеитетскому начальству.
18. Какія изы ненія ж лательно внести въ постановку университетской
инспекціи.
19. Какія особенности Варшавскаго университ та должны быть
сохранены или введ ны вновь въ виду м стныхъ условій.
Приступая къ обсужденію означенныхъ вопросовъ и им я въ виду
предоставленное г. Министромъ право ве ст сняться какими либо
рамками въ сужденіяхъ, а равно прииимач во вниманіе, чта вопросы,
переданные на обсуждепіе, Коммисіи, затрогиваютъ самыя существенныя
стороны университетской жизни, Коммисія постаралась установить
принципіальвый взглядъ на университеть съ т мъ, чтобы руководствуясь
имъ сохранить ц льность въ проектируемыхъ изм нёніяхъ
устава.
По мн нію Коммисіи университетъ есть выгшее уч ное и учебвое
учреждевіе, состоящее изъ проф ссоровъ и студентовъ, составляющихъ
одно органическое ц лое, связанное одипаковыми ц лями прогрессивнаго
развитія въ научномъ отношеніи и изыскиванія средствъ
для достиженія и осуществленія указанныхъ ц лей. Органическая
ц льность этого упрежденія въ отношевіи лицъ его соотавляющихъ
обусловливается т мъ, что въ состав вреиодават льскаго персонала
и лицъ, готовящихся къ вступленію въ вего незавиеимо отъ выхожденія
ихъ вс х ь изъ студенческой среды суіцествуютъ представители
столь разныхъ ступеней знанія, опытности и возряста, что между студентомъ
стоятимъ въ начэл научнаго поприща и проФессоромъ вполн
опред лившимся иа немъ существуютъ непрерывно посл довательно
и прогрессивно соединяющія звенья, которыя не позволяютъ
ировести р зкой грагш между учителемъ и ученикомъ. ПроФессорское
сословіе, выходящее изъ студснчества и вм ст съ нимъ совершающее
циклъ своего развитія въ унив рситетЬ геяетическа связаны съ
Стр.4
— 4 —
нимъ. Поэтому университетъ въ совокупности учащихъ и учащихся
можетъ быть разсматриваемъ какъ „школа" для т хъ и другихъ самообразующаяся
и саморазвивающаяся, гд ученые проФеесора и учащіеся
студевты иресл дуютъ одну научную ц ль, находясь въ достиженіи
этой ц ли на разныхъ ступепяхъ совершенствованія: отсюда
сл дуетъ, что проФессорамъ какъ заковченнымъ ученымъ принадлежитъ
вообще въ унивсрситет и въ частности по отношенію къ студевтамъ
руководящая роль въ самомъ широкомъ смысл . Поэтому
университетъ при нормальномъ развитіи долж нъ стр миться, чтобы
между проФессорами-руковсдителями и студептами—руководимыми
всегда существовала тЬсная связь, которая главнымъ образомъ должва
выражаться въ иопечевш проФессорскаго сословія надъ студенчествомъ.
При этомъ съ одной сторовы проФессорское сословіе, связанное
задачами учеными и цреподавательскими, и съ другой стороны
студенчество, связанеое задачами образовавія и саморазвитія, ири
общности ц лей им ютъ различныя задачи, объединяющія каждое изъ
нихъ въ особую корпорацію. Поэтому въ увиверпитет существуютъ
дв корпораціи: проФессорская и студевческая, отношенія которыхъ
опр д ляются какъ руководящ й къ руководимой.
Увиверситетъкакъ органическоец лое, саморазвивающееся исамообразующееся
на научной освов , долженъ быть по возможности огражденъ
отъ вв шнихъ вліяній во 1) ввутреннимъ самоуиравленіемъ,
и во 2) неиосредствевнымъ подчиненіемъ безъ иосредствующихъ м етныхъ
органовъ центральной власти Министерства. Самоуправленіе
университета должно быть осущ ствлено ч резъ управлені его проФессорскою
корпораціей, составляющей сов ть увиверситета, но только
при томъ условіи, чтобы выборное начало, которое т перь прим -
няется въ цЬльности только къ лицаыъ вступающимъ на научно университетское
поприще, было-бы распространено и на высшихъ представителей
корпораціи—проФессоровъ. Этимъ достигается полно проведеніе
въ жизнь принципа самопополненія проФессорской корпораціи,
какъ неирем внаго условія органической ц льности университета
какъ саморазвивающагося и самообразующагося уч наго и учебнаго
учрежденія, которое уча, руководя и воспитывая студенчество само
пополняется изъ имъ-же воспитанваго и обученнаго сословія людей
высшаго образованія. ПроФессорская корпорація какъ высшее ученое
и учебное установленіе можетъ пополняться исключит льно путемъ
самостоятедьваго выбора своихъ сочленовъ, ибо только она одна компетентна
въ оц нк т хъ научныхъ силъ, которыя ей нужны въ данное
время для ея иоііодвенія въ ц ляхъ ваучвой постановки: д ла.
Вм ст съ т мъ ей лучше всего пзв стны научныя силы какъ даннаго
университ та такъ и вообще им ющіяся въ государств .
Стр.5