Пострижение Иоанновой невестки и матери Князя Владимира. <...> И Россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего
Венценосца как пример Монархов благочестивых, мудрых, ревностных к славе и счастию Государства. <...> Так изъясняются первые: "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. <...> Иоанн, - пишут они, - затмил своих предков и могуществом и добродетелию; имеет многих врагов, и
смиряет их. <...> Одним словом, нет народа в Европе, более
Россиян преданного своему Государю, коего они равно и страшатся и любят. <...> Непрестанно готовый
слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решит; не скучает делами и не веселится ни
звериною ловлею, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу, и как
истреблять врагов России! <...> Иоанн родился с пылкими
страстями, с воображением сильным, с умом еще более острым, нежели твердым или основательным. <...> Несчастные следствия Иоанновой болезни расстроили сей прекрасный союз, ослабили
власть дружества, изготовили перемену. <...> Например, Адашев и Сильвестр не одобряли войны Ливонской,
утверждая, что надобно прежде всего искоренить неверных, злых врагов России и Христа; что Ливонцы
хотя и не Греческого исповедания, однако ж Христиане и для нас не опасны; что Бог благословляет
только войны справедливые, нужные для целости и свободы Государств. <...> Они говорили: "кто сии люди,
дерзающие предписывать законы Царю великому и мудрому, не только в делах государственных, но и в
домашних, семейственных, в самом образе жизни; дерзающие указывать ему, как обходиться с супругою,
сколько пить и есть в меру?" ибо Сильвестр, наставник Иоанновой совести, всегда требовал от него
воздержания, умеренности в физических наслаждениях, к коим юный Монарх имел сильную склонность. <...> Иоанн не унимал злословия, ибо уже скучал излишно строгими нравоучениями своих любимцев и хотел
свободы; не мыслил оставить добродетели: желал единственно избавиться от учителей <...>
История_государства_Российского.pdf
Н. М. Карамзин
История государства Российского
Том 9
----------------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: Библиотека Магистра.
----------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1560-1564
Глава 2. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1563-1569
Глава 3. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1569-1572
Глава 4. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1572-1577
Глава 5. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1577-1582
Глава 6. Первое завоевание Сибири. Годы 1581-1584
Глава 7. Продолжение царствования Иоанна Грозного. Годы 1582-1584
Глава I
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. ГОДЫ1560-1564
Перемена в Иоанне. Клевета на Адашева и Сильвестра. Суд. Заточение Сильвестра. Смерть Адашева.
Начало злу. Новые любимцы. Первые казни. Война Ливонская. Великодушие Беля. Взятие Феллина. Слово
Царя Казанского. Конец Ордена. Переговоры с Швециею. Война с Литвою. Второй брак Иоаннов. Взятие
Полоцка. Рождение Царевича Василия. Торжество Иоанново. Смерть Царевича. Дела Крымские. Замысл
Султана. Происшествия в Ливонии. Перемирие с Швециею. Злонравие супруги Иоанновой. Кончина Князя
Юрия. Пострижение Иоанновой невестки и матери Князя Владимира. Кончина Макария. Сочинение
Житий Святых и Степенной книги. Заведение типографии. Издание Библии в Остроге. Полоцкая
Архиепископия. Белый Клобук Митрополитов. Посвящение Афанасия в Митрополиты.
Приступаем к описанию ужасной перемены в душе Царя и в судьбе Царства.
И Россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего
Венценосца как пример Монархов благочестивых, мудрых, ревностных к славе и счастию Государства.
Так изъясняются первые: "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме и в
молитве уединенной, и в Совете Боярском и среди народа у него одно чувство: да властвую, как
Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам! Суд нелицемерный, безопасность
каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество Веры, свобода Христиан есть
всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме
удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад Царских. Ласковый к
Вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству - щедростию искореняя бедность, а зло
примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного Суда услышать глас Милости:
ты ecu Царь правды! и ответствовать с умилением: се аз и люди, яже дал ми ecu ты!" Не менее хвалят
его и наблюдатели иноземные, Англичане, приезжавшие в Россию для торговли.
"Иоанн, - пишут они, - затмил своих предков и могуществом и добродетелию; имеет многих врагов, и
смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются Русского имени. В
отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто
дает им обеды во дворце, и, несмотря на то, умеет быть повелительным; скажет Боярину: иди! и Боярин
Стр.1