ФИЛОСОФИЯ УДК 130.2:791.43 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.40 ЗЯБЛИКОВ Алексей Вячеславович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета. <...> Автор 160 научных публикаций* АГИОГРАФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОМ КИНО 1930−1950-х годов В данной статье выявляются религиозные пласты тоталитарного кино, прослеживаются внутренние связи между традициями житийной литературы и советским кинематографом 1930–1950-х годов. <...> Понять ментальные характеристики советского проекта, объяснить его идеологическую состоятельность и притягательность невозможно без обращения к истории советского кино указанного периода. <...> В эти годы смыслообразующим центром большевистской теогонии становится Сталин, а религиозные инструменты и технологии начинают играть важную роль в официальной пропаганде. <...> Рабовладельческая деспотия, созидаемая «отцом народов» в середине ХХ столетия, возможно, не состоялась бы, если бы не была подкреплена экстатично-религиозным порывом всех участников процесса. <...> Одним из главных пунктов кинопропаганды являлась героизация и мифологизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны. <...> Культ красных героев, их агиографическое закрепление стали содержательной основой советского цивилизационного феномена. <...> Эта задача была талантливо решена в творчестве таких кинорежиссеров, как Ф. <...> Особо востребованным оказался мотив мученической смерти, дополненный неоязыческой идеей отмщения. <...> Ключевые слова: советское кино 1930–1950-х годов, тоталитарное кино, кинопропаганда, агиография, агиографические мотивы в кино. <...> Актуальность заявленной темы определяется потребностью в изучении советского этапа отечественной истории, осмыслении его как * цивилизационного и социокультурного феномена. <...> Агиографические мотивы в советском кино 1930−1950-х годов // Вестн. <...> Агиографические мотивы <...>