ВѢСТНИКЪ
ЕВРОПЫ
издаваемый
Николаемъ Карамзинымъ. <...> МАЙ 1803
No 10
МОСКВА, 1803
Въ Университетской Типографіи,
у Люби, Гарія и Попова. <...> http://az.lib.ru
О предразсудкахъ въ отношеніи къ гражданскому обществу и политикѣ. <...> Дюклосъ въ разсужденіи своемъ о нравахъ жалѣетъ, что многіе предразсудки истребились. <...> Я
осмѣлился повторить мнѣніе Дюклоса: вы сказали, что оно ведетъ къ рабству. <...> Утверждаю, что никакое гражданское общество не можетъ сохраниться безъ предразсудковъ,
которые суть ничто иное, какъ мнѣнія о вещахъ, основанныя на вѣрѣ безъ основательнаго изслѣдованія. <...> И такъ одинъ Богъ можетъ не имѣть предразсудковъ: ибо Онъ только можетъ все обозрѣть и все
испытать. <...> Предразсудки можно раздѣлить на два рода: на домашніе и общественные. <...> Человѣкъ въ самомъ младенчествѣ слышитъ, что надобно любить родителей и повиноваться законамъ
Творца. <...> Можетъ ли тогда слабый разумъ его изслѣдовать сіи главныя идеи общественнаго порядка? <...> Мнѣнія и чувства младенца суть предразсудки; но они заключаютъ въ себѣ истину, необходимую для его
щастія. <...> Возрастая, онъ безпрестанно слѣдуетъ примѣру другихъ, отъ чувствъ, вселенныхъ въ него
женскимъ воспитаніемъ, переходитъ къ понятіямъ своего учителя; дѣлаетъ то, что дѣлали его предки;
наблюдаетъ обычаи свѣта; въ наукахъ, въ упражненьяхъ, даже въ забавахъ пользуется запасомъ вѣковъ. <...> Самыя обыкновенныя дѣйствія его суть ничто иное, какъ подражаніе; и вся жизнь человѣка не есть ли въ <...>
О_предраcсудках_в_отношении_к_гражданскому_обществу_и_политике.pdf
ВѢСТНИКЪ
ЕВРОПЫ
издаваемый
Николаемъ Карамзинымъ.
ЧАСТЬ IX.
МАЙ 1803
No 10
МОСКВА, 1803
Въ Университетской Типографіи,
у Люби, Гарія и Попова.
OCR Бычков М.Н.
http://az.lib.ru
О предразсудкахъ въ отношеніи къ гражданскому обществу и политик . -- Письмо къ Философисту.
Дюклосъ въ разсужденіи своемъ о нравахъ жалѣетъ, что многіе предразсудки истребились. Я
осмѣлился повторить мнѣніе Дюклоса: вы сказали, что оно ведетъ къ рабству. Однакожь могу увѣрить
васъ, что люблю свободу, и что деспотизмъ не нравится мнѣ даже и въ Философіи.
Утверждаю, что никакое гражданское общество не можетъ сохраниться безъ предразсудковъ,
которые суть ничто иное, какъ мнѣнія о вещахъ, основанныя на вѣрѣ безъ основательнаго изслѣдованія.
И такъ одинъ Богъ можетъ не имѣть предразсудковъ: ибо Онъ только можетъ все обозрѣть и все
испытать.
Предразсудки можно раздѣлить на два рода: на домашніе и общественные. Взглянемъ на первыe.
Человѣкъ въ самомъ младенчествѣ слышитъ, что надобно любить родителей и повиноваться законамъ
Творца. Можетъ ли тогда слабый разумъ его изслѣдовать сіи главныя идеи общественнаго порядка?
Мнѣнія и чувства младенца суть предразсудки; но они заключаютъ въ себѣ истину, необходимую для его
щастія. Возрастая, онъ безпрестанно слѣдуетъ примѣру другихъ, отъ чувствъ, вселенныхъ въ него
женскимъ воспитаніемъ, переходитъ къ понятіямъ своего учителя; дѣлаетъ то, что дѣлали его предки;
наблюдаетъ обычаи свѣта; въ наукахъ, въ упражненьяхъ, даже въ забавахъ пользуется запасомъ вѣковъ.
Самыя обыкновенныя дѣйствія его суть ничто иное, какъ подражаніе; и вся жизнь человѣка не есть ли въ
нѣкоторомъ смыслѣ повтореніе того, что онъ видѣлъ и слышалъ? Многое ли далось ему открыть
собственнымъ размышленіемъ?
Принимая такимъ образомъ мысли другихъ, человѣкъ безъ сомнѣнія подвергается ошибкамъ, но
Онъ видитъ передъ собою опыты вѣковъ, слышитъ мнѣнія многихъ просвѣщенныхъ людей. Естьли же
захочетъ жить только своимъ умомъ, боясь предразсудковъ, то принужденъ будетъ разбирать причины
самыхъ обыкновенныхъ идей, навыковъ и дѣйствій, останавливаясь на всякомъ шагѣ; все освященное
опытомъ и временемъ пропадетъ для него; онъ сравняется съ дикимъ, выходящимъ въ первой разъ изъ
лѣсу, и не слыхавшимъ никогда о гражданскомъ обществѣ. Часто предразсудки бываютъ чувствами
(sentimens), которыя дѣлаютъ насъ добрѣе и щастливѣе. Вѣра есть любовь и любовь вѣра. Люди, которые
ничему не вѣрятъ, безъ сомнѣнія ничего не любятъ. Чувствительность слабѣетъ отъ равнодушія, и всѣ
цвѣты воображенія увядаютъ отъ невѣрія. Жанъ-Жакъ Руссо зашелъ однажды на Валеріанской горѣ въ
ѣ
Стр.1