Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы импровизации: учебно-методическое пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторФедин Сергей Николаевич
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц213
ID614389
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассматриваются основные понятия и явления искусства импровизации, накопленные многовековой историей развития мировой музыкальной культуры. В пособие включены материалы о методах импровизации, используемых народной, академической и джазовой музыкальной культурой. Курс реализуется с помощью компьютерной программы «Сибелиус».
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГИК 27.01.2017 г., протокол № 3
Кому рекомендованоРекомендуется студентам вузов культуры, обучающимся по музыкальным направлениям подготовки, осваивающим игру на различных музыкальных инструментах, а также всем интересующимся вопросами исполнительского, концертмейстерского мастерства и импровизационного искусства.
ISBN978-5-8154-0377-2
УДК785
ББК85.315.32я73
Федин, С. Н. Основы импровизации: учебно-методическое пособие : для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 "Музыкально-инструментальное искусство", профили: "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара)", "Национальные инструменты народов России", квалификация (степень) выпускника "бакалавр" / С. Н. Федин .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2017 .— 213 с. — Библиогр.: с.107 .— ISBN 978-5-8154-0377-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/614389 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки Кафедра народных инструментов С. Н. Федин ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ Учебно-методическое пособие Кемерово 2017 1 УДК 785 ББК 85.315.3я73 Ф32 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов 25.01.2017 г., протокол № 6. <...> Ф32 Основы импровизации [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гусли, гитара)», «Национальные инструменты народов России», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С. Н. Федин; Кемеров. гос. ин-т культуры. <...> В пособие включены материалы о методах импровизации, используемых народной, академической и джазовой музыкальной культурой. <...> Курс реализуется с помощью компьютерной программы «Сибелиус». <...> Рекомендуется студентам вузов культуры, обучающимся по музыкальным направлениям подготовки, осваивающим игру на различных музыкальных инструментах, а также всем интересующимся вопросами исполнительского, концертмейстерского мастерства и импровизационного искусства. <...> УДК 785 ББК 85.315.3я73 ISBN 978-5-8154-0377-2 © Федин С. Н., 2017 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2017 2 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие подготовлено для обучения студентов музыкальных направлений подготовки высших учебных заведений работе над основами импровизационного искусства. <...> Возможность организации освоения курса «Основы импровизации» не в индивидуальном порядке, а в мелкогрупповом появилась в процессе компьютеризации образовательного процесса и благодаря применению программы «Сибелиус», специально разработанной в помощь музыкантам и композиторам, а также тем, кто занимается созданием музыкальных композиций. <...> Задачи курса: - углубление и закрепление знаний студентов, полученных в ходе <...>
Основы_импровизации_учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки Кафедра народных инструментов С. Н. Федин ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ Учебно-методическое пособие Кемерово 2017 1
Стр.1
УДК 785 ББК 85.315.3я73 Ф32 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов 25.01.2017 г., протокол № 6. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГИК 27.01.2017 г., протокол № 3. Рецензенты: Синельникова Ольга Владимировна, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства Кемеровского государственного института культуры, доктор искусствоведения, профессор; Серёгин Николай Васильевич, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Барнаульского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор Федин, С. Н. Ф32 Основы импровизации [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гусли, гитара)», «Национальные инструменты народов России», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С. Н. Федин; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 213 с. ISBN 978-5-8154-0377-2 В учебно-методическом пособии рассматриваются основные понятия и явления искусства импровизации, накопленные многовековой историей развития мировой музыкальной культуры. В пособие включены материалы о методах импровизации, используемых народной, академической и джазовой музыкальной культурой. Курс реализуется с помощью компьютерной программы «Сибелиус». Рекомендуется студентам вузов культуры, обучающимся по музыкальным направлениям подготовки, осваивающим игру на различных музыкальных инструментах, а также всем интересующимся вопросами исполнительского, концертмейстерского мастерства и импровизационного искусства. УДК 785 ББК 85.315.3я73 ISBN 978-5-8154-0377-2 © Федин С. Н., 2017 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2017 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие подготовлено для обучения студентов музыкальных направлений подготовки высших учебных заведений работе над основами импровизационного искусства. Возможность организации освоения курса «Основы импровизации» не в индивидуальном порядке, а в мелкогрупповом появилась в процессе компьютеризации образовательного процесса и благодаря применению программы «Сибелиус», специально разработанной в помощь музыкантам и композиторам, а также тем, кто занимается созданием музыкальных композиций. В компьютерном классе предоставляется возможность работать с музыкальным материалом, не мешая друг другу. С обычными акустическими инструментами такой процесс невозможно было бы реализовать. Безусловно, достижение высокого уровня импровизационного мастерства невозможно без индивидуальных занятий. Отличительными чертами курса «Основы импровизации» являются его комплексный характер, систематичность, непрерывность, которые помогут изучающим данный предмет, с учётом их индивидуальных особенностей, реализовать обучающую, развивающую и воспитывающую функции музыкально-исполнительского образования. Чтобы создать что-то новое в области импровизации, необходимо изучить музыкальный язык, на котором говорили музыканты предыдущих поколений и который лёг в основу современного. Изучение достижений предыдущих поколений музыкантов позволяет исключить затраты времени на анализ источников и наработку опыта, который уже накоплен музыкантами. Цель курса «Основы импровизации» – освоение теоретических знаний и опыта, обобщённых в теории музыкального искусства различных эпох, сохраненных мировой музыкальной культурой, предыдущими поколениями музыкантов, творивших в различных национальных культурах, различных музыкальных жанрах и стилях. Помимо изучения специфических приёмов и знаний, используемых импровизаторами, в цель курса входит анализ связи общих музыкальных закономерностей, их влияния на уровень мастерства и социальную значимость представителя данного вида искусства. Задачи курса: - углубление и закрепление знаний студентов, полученных в ходе занятий по специальному инструменту; придание им иной специфики, обусловленной искусством импровизации; - развитие умения анализировать и накапливать специфический материал и знания, позволяющие формировать у будущих музыкантов профессионально значимые качества личности, импровизаторские умения и навыки, в том числе сольные; - изучение современного состояния музыкально-импровизаторской деятельности; - изучение уникальных явлений музыкально-импровизаторской культуры; - воспитание любви к избранной профессии, формирование потребности в музыкально-исполнительском самообразовании и развитии творческого подхода к исполнительской деятельности, в том числе сольной. В процессе изучения предмета у студента формируются профессиональные знания, умения и владения, которые в дальнейшем позволят ему: - изучать музыкальный опыт и использовать его в своей деятельности; - адекватно контролировать и анализировать своё исполнение в процессе импровизации; 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ………………………..………………….. 7 1.1. Орнаментика………………………………………………………………………………... 7 1.2. Состояние орнаментики непосредственно перед эпохой И. С. Баха и Г. Ф. Генделя…. 10 1.3. Орнаментика Г. Ф. Генделя……………………………………………………………….. 17 1.4. Орнаментика И. С. Баха………………………………………………………………….... 31 1.5. Вариации……………………………………………………………………………………. 63 1.6. Авангардизм………………………………………………………………………………... 68 1.7. Простейшие приёмы варьирования на баяне и аккордеоне………………….………….. 72 1.7.1. Фигурационное варьирование мелодии……………………………….……………73 1.7.2. Обогащение изложения мелодии…………………………………………….…….. 99 1.7.3. Изменение колорита звучания……………………………………………...….…… 119 Глава 2. ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ……………………………………………………. 124 2.1. Джаз………………………………………………………………………………….…….... 124 2.1.1. История возникновения джаза……………………………………………….……... 124 2.1.2. Появление и развитие джаза в СССР………………………………………….…… 129 2.2. Практический курс по джазовой импровизации……………………………………. 131 2.2.1. Гармония в джазе…………………………………………………………………… 132 2.2.2. Блюз, гармония и форма……………………………………………………………. 140 2.2.3. Тритоновая замена Vх-аккорда…………………………………………………....... 146 2.2.4. Аранжированные аккорды…………………………………………………….……. 150 2.2.5. Мелодия………………………………………………………………………….…... 167 2.2.6. Лады……………………………………………………………………………….…. 170 2.2.7. Ритм………………………….……………………………………………………….. 178 Глава 3. СОНОРИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ЗВУКОВОГО АЛФАВИТА ИМПРОВИЗАЦИИ…………………………………………………………….. 186 3.1. Соноризм и фонизм…………………………………….………………………………….. 187 3.2. Штрихи как вид сонористических приёмов, принципы их исполнения на баяне и аккордеоне………………………………………………………………………………………. 190 3.3. Сонористические приёмы, исполняемые на баяне………………………………………. 199 Заключение…………………………………………………………………………………….... 206 Список литературы……………………………………………………………………………... 207 Приложения……………………………………………………………………………………... 208 212
Стр.212