Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 4 Кемерово 2017 1 УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент (гл. редактор), В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: С. Ю. Лысенко, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения, музыкального образования и искусства эстрады Хабаровского государственного института культуры, В. И. Марков, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры, Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (г. Москва) Составитель и научный редактор: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкальноприкладного искусства Кемеровского государственного института культуры, член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России М11 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]: сб. науч. ст. <...> УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0379-6 2 © Авторы статей, 2017 © Кемеровский государственный институт культуры, 2017 ПРЕДИСЛОВИЕ В четвертом выпуске сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» объединены статьи исследователей в области культуры и искусства, опытных педагогов-практиков и молодых специалистов, представляющих разные регионы России, а также соседние с ней государства. <...> Новое интонационное поле католической мессы и протестантских гимнов анализируется Ю. Л. Фиденко. <...> Три волны южнославянских влияний совпадают с периодами качественных <...>
Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении_сборник_научных_статей._Вып._4.__.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации
г. Кемерово
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт музыки
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ
И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Сборник научных статей
Выпуск 4
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 78
ББК 85.31
М11
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент (гл. редактор),
В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,
Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент
Рецензенты:
С. Ю. Лысенко, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения, музыкального
образования и искусства эстрады Хабаровского государственного института культуры,
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии
Кемеровского государственного института культуры,
Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
Академии педагогических и социальных наук (г. Москва)
Составитель и научный редактор:
И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкальноприкладного
искусства Кемеровского государственного института культуры,
член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России
М11
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]:
сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.),
В. Д. Пономарев, Л. Ю. Егле; сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГИК,
2017. – Вып. 4. – 214 с.
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0379-6
В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте
искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства.
Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам,
преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
УДК 78
ББК 85.31
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0379-6
2
© Авторы статей, 2017
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2017
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В четвертом выпуске сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и
прикладном измерении» объединены статьи исследователей в области культуры и искусства, опытных
педагогов-практиков и молодых специалистов, представляющих разные регионы России, а также
соседние с ней государства. Это посвященные историко-культурным традициям и современным
тенденциям развития музыкального искусства работы Д. Ж. Жумабековой и М. Б. Капеу-Кохановой
из Казахстана, Д. Петраускайте из Литвы, А. И. Душного и В. И. Кузё из Украины, Лю Юйхань
из Китая. В выпуске масштабно очерчена исследовательская география, представляющая оригинальные
изыскания ученых и педагогов из Санкт-Петербурга (Н. И. Верба) и Владивостока
(Ю. Л. Фиденко и Л. И. Четыркина), Москвы (И. Г. Нефедова) и Екатеринбурга (Б. Б. Бородин), Саратова
(И. В. и С. П. Полозовы) и Хабаровска (В. С. Захарченко), других городов.
В сборник также включены совместные научные опыты магистрантов и студентов с их научными
руководителями, характеризующие вопросы музыкального образования, исполнительства
и менеджмента в области музыкального искусства, методические проблемы (профессора Н. В. Костюк
и Д. Г. Кобзаревой, профессора И. Г. Умновой и Ж. Б. Касеновой, профессора Т. А. Котляровой
и Д. А. Логуновой, доцента Л. Ю. Егле и А. С. Бажиной, доцента Т. И. Мороз и А. Ю. Константиновой,
доцента Н. В. Поморцевой и А. О. Юхатовой, других).
Материалы сборника представлены в двух разделах: «Историко-культурные традиции и современные
тенденции развития музыкального искусства» и «Актуальные проблемы музыкального
образования и исполнительства».
Редакторы обращают внимание читателей на открывающую сборник статью И. В. и С. П. Полозовых,
в которой в качестве источника информации использованы не только литературоведческие
издания, но и документы, связанные с изучением культурных взаимовлияний искусства Древней Руси
и юго-западных славян. Новое интонационное поле католической мессы и протестантских гимнов
анализируется Ю. Л. Фиденко. Претворение архетипических образов в культуре XIX века исследуется
Н. И. Вербой. Эти работы, как и статьи Д. Петраускайте, Б. Б. Бородина и Е. К. Карелиной задают
высокую исследовательскую планку. Интересные ракурсы возникают в научных опытах О. Е. Заборских
и И. Г. Нефедовой, Н. А. Князевой и Д. Е. Яковлевой.
Редакторский коллектив признателен рецензентам – доктору искусствоведения Светлане
Юрьевне Лысенко, доктору педагогических наук Наталье Васильевне Костюк, доктору культурологии
Виктору Ивановичу Маркову за доброжелательный подход к материалам сборника.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.............................................................................................................................................. 3
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Полозов С. П., Полозова И. В. Развитие искусства канонического типа в контексте межкультурной
коммуникации (от Средневековья к Новому времени) …………………………………….... 4
Егле Л. Ю., Бажина А. С. Музыкально-религиозная культура переселенцев-католиков…………. 12
Фиденко Ю. Л. Протестантские гимны и новый музыкальный мир католической мессы
после Второго Ватиканского собора…………………………………………………………………… 19
Заборских О. Е. Преломление текстов псалмов в творчестве Д. И. Кривицкого……………….…... 27
Князева Н. А. Духовная символика в произведениях для баяна Вл. Золотарева и С. Губайдулиной……………………………………………………………………………………………………33
Петраускайте
Д. Неофольклоризм в современной литовской музыке в историческом
контексте ХХ века……………………………………………………………………………………….. 38
Демина Т. З., Лысенко Д. А. Из истории собирательской работы в селе Балман Куйбышевского
района Новосибирской области……………………………………………………………... 42
Верба Н. И. Сюжет о морской деве в культуре XIX века…………………………………………….. 47
Бородин Б. Б. Загадка эпиграфа к «Песне жаворонка» П. И. Чайковского…………………………. 54
Капеу-Коханова М. Б., Жумабекова Д. Ж. С. Прокофьев и музыкальная культура Казахстана……………………………………………………………………………………………………….
59
Афанасьева А. А. Дирижерская деятельность и педагогические идеи Германа Шерхена…………. 64
Шабаев Э. Р. Творчество Н. П. Будашкина в репертуаре русского народного оркестра………….. 70
Поморцева Н. В. Развитие деятельности кафедры дирижирования КемГИК………………………. 73
Сухорукова Е. А., Мороз Т. И. Classic open-air в культурном пространстве современного города.. 80
Касенова Ж. Б., Умнова И. Г. Современное бытование традиций музыкального салона
в провинциальном городе……………………………………………………………………………….. 84
Поморцева Н. В., Юхатова А. О. Становление авторской песни в Кемеровской области………... 88
Князева Н. А., Бормышев Т. В. Музыка аниме как составляющая массовой культуры
Японии……………………………………………………………………………………………………. 94
Любова А. И., Поморцева Н. В. Организационная культура в деятельности художественоэстетического
отдела Дворца творчества для детей и молодежи…………………………………….. 98
Бидаева Н. Ю., Мороз Т. И. Значение личностных качеств в профессиональной деятельности
арт-менеджера…………………………………………………………………………………….. 102
Четыркина Л. И. Культурное пространство концертного альбома «Полинезия» С. Курехина..…. 107
Константинова А. Ю., Мороз Т. И. Информационная поддержка как средство оптимизации
концертной жизни современного города………………………………………………………….. 111
212
Стр.212
Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Захарченко
В. С. Поэзия С. Есенина в курсе истории отечественной музыки……………………... 115
Душный А. И., Кузё В. И. Творческое развитие музыканта-инструменталиста как составляющая
художественного образования Украины ХХI века……………………………………………………. 118
Цуканова К. А. Проектная деятельность как способ повышения квалитативности на уроках
музыкальной литературы………………………………………………………………………………... 124
Лю Юйхань. Изучение творчества П. И. Чайковского в образовательных учреждениях Китая…... 126
Шевцова М. В. Дистанционные конкурсные проекты «Gloria musica» и «Musicus iuvenis»:
опыт участия……………………………………………………………………………………………... 130
Федин С. Н. Применение программы «Сибелиус» в обучении исполнительству на баяне, аккордеоне………………………………………………………………………………………………………
137
Князев А. М. Некоторые особенности технологии звукоизвлечения и звукообразования
на баяне……………………………………………………………………………………………………141
Таюкин А. М., Фазылбаева Е. А. Совершенствование исполнительской подготовки в классе
ансамбля………………………………………………………………………………………………….. 145
Кобзарева Д. Г., Костюк Н. В. Проблемы организации творческого процесса в музыкальном
коллективе………………………………………………………………………………………………... 150
Вингертер Н. Н. Основы успешной организации деятельности эстрадного вокального
ансамбля в вузе………………………………………………………………………………………...… 152
Медведева Е. В. Начальный период обучения младших школьников по образовательной
программе «Вокальный ансамбль»……………………………………………………………………... 157
Акуленко А. Л., Протасова Н. Г. Особенности исполнения I части фортепианной сонаты e-moll
А. К. Глазунова……………………………………………………………………….………………….. 165
Щур С. Н. Игры-упражнения в классе гитары………………………………………………………… 174
Камынина В. В. Особенности исполнения гитарных флажолетов…………………………………... 179
Нефедова И. Г. Методика подбора по слуху музыкальных произведений на фортепиано………... 184
Ишуткина К. Н., Поморцева Н. В. Особенности деятельности художественного руководителя
музыкального коллектива……………………………………………………………………………….. 189
Котлярова Т. А., Логунова Д. А. Адаптация праздничных традиций в детском коллективе………195
Яковлева Д. Е. Культурно-просветительские традиции в отечественном музыкальном образовании……………………………………………………………………………………………………
198
Карелина Е. К. Хоомей в контексте этнохудожественного образования Тувы…………………….. 202
Сведения об авторах…………………………………………………………………………………… 208
213
Стр.213