Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств Кафедра дизайна Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» Квалификация (степень) выпускника «магистр» Кемерово 2016 1 УДК 74.01(075.8) ББК 30.18я73 Е51 Рецензенты: Петерс Е. В., кандидат архитектуры, доцент Кузбасского государственного технического университета; Ткаченко Л. А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Кемеровского государственного института культуры. <...> Е51 Дизайн-проектирование [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «магистр» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян; Кемеров. гос. ин-т культуры. <...> Различные концептуальные подходы к осмыслению вопросов дизайна интерпретированы с помощью моделирования: представлены структурная, функциональная, системно-деятельностная модели дизайна, модели образовательных программ и мышления дизайнера. <...> УДК 74.01(075.8) ББК 30.18я73 ISBN 978-5-8154-0357-4 © Елисеенков Г. С., Мхитарян Г. Ю., 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Дизайн как самостоятельный вид профессиональной деятельности, едва насчитывающий столетнюю историю, тем не менее, в настоящее время признается как универсальная метадисциплина, как художественное проектирование не только предметов, среды, процессов и услуг, но и образа жизни. <...> Появляются новые виды и направления дизайна, происходит переосмысление традиционных форм, направлений и процессов в дизайне. <...> Различные аспекты рассмотрения дизайна приводят к осмыслению его как одного из видов проектирования, проектной практики, проектировочной деятельности, в обобщенном виде – проектировочной реальности. <...> В первой главе учебного пособия рассматривается категория «проектировочная <...>
Дизайн-проектирование_учебное_пособие.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт визуальных искусств
Кафедра дизайна
Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
для обучающихся по направлению
подготовки 54.04.01 «Дизайн»,
профиль «Графический дизайн»
Квалификация (степень) выпускника
«магистр»
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 74.01(075.8)
ББК 30.18я73
Е51
Рецензенты:
Петерс Е. В., кандидат архитектуры, доцент Кузбасского
государственного технического университета;
Ткаченко Л. А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна
Кемеровского государственного института культуры.
Елисеенков, Г. С., Мхитарян, Г. Ю.
Е51
Дизайн-проектирование [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению
подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация
(степень) выпускника «магистр» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян; Кемеров. гос.
ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 150 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0357-4
Учебное пособие направлено на формирование целостного представления о таком сложном, многокомпонентном
и многофункциональном явлении, каким является дизайн-проектирование. Различные концептуальные
подходы к осмыслению вопросов дизайна интерпретированы с помощью моделирования: представлены
структурная, функциональная, системно-деятельностная модели дизайна, модели образовательных программ
и мышления дизайнера. Графический дизайн рассматривается как структура и процесс проектирования.
Учебное пособие предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению 54.04.01 «Дизайн».
Материалы учебного пособия могут быть также использованы обучающимися в ассистентуре-стажировке
по специальности «Искусство дизайна».
УДК 74.01(075.8)
ББК 30.18я73
ISBN 978-5-8154-0357-4
© Елисеенков Г. С., Мхитарян Г. Ю., 2016
© Кемеровский государственный институт культуры, 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дизайн как самостоятельный вид профессиональной деятельности, едва насчитывающий
столетнюю историю, тем не менее, в настоящее время признается как универсальная
метадисциплина, как художественное проектирование не только предметов, среды, процессов
и услуг, но и образа жизни. Будучи сложным, многокомпонентным и многофункциональным
явлением, дизайн характеризуется большим количеством концепций, типов, видов,
направлений, стилей, разобраться в которых бывает непросто.
В настоящее время расширяются области применения дизайна, особенно в связи
с распространением информационно-коммуникационных технологий. Появляются новые виды
и направления дизайна, происходит переосмысление традиционных форм, направлений
и процессов в дизайне. Все это сопровождается появлением и введением в оборот новой терминологии,
в связи с чем возникают терминологические проблемы.
Обращение к анализу дизайна как современного феномена актуализируется, с одной
стороны, стремительным развитием этого вида проектно-творческой деятельности, расширением
сфер функционирования объектов дизайна, а с другой стороны, недостаточным уровнем
осмысления сущности, структуры, функций, процессов дизайна. В современной литературе,
как правило, фиксируется лишь факт существования исторически сложившихся видов
дизайна, причем их количественная сторона и качественная определенность трактуются поразному.
В
связи с этим возникла необходимость в создании данного учебного пособия, цель
которого – привести разрозненные теоретические сведения о дизайне в определенную общую
систему, разработать модели современного дизайна как комплексного объекта.
В профессиональной дизайнерской среде бытует высказывание о том, что научить дизайну
нельзя, но научиться можно. В определенном смысле это утверждение соответствует
действительности. В овладении теорией и практикой дизайна большую роль играет мотивационно-личностный
компонент обучающихся: активность и вариативность в решении учебно-творческих
задач, самостоятельность, инициативность.
Поэтому в учебном пособии авторы стремились решить две взаимосвязанные задачи:
1. Максимально визуализировать структуру, функции, процессы дизайна с помощью
наглядно-образных и концептуальных моделей.
2. Развить концептуальное, проектное, визуальное мышление обучающихся путем овладения
технологией и методами моделирования, схематизации (замены сложного объекта
или явления мысленным планом или визуальной схемой), типизации (синтетической обработки
информации по обобщению характеристик и качеств объектов).
Учебное пособие предназначено, в первую очередь, для обучающихся в магистратуре
по направлению 54.04.01 «Дизайн» для освоения образовательной программы по дисциплине
«Дизайн-проектирование» и другим смежным дисциплинам. Материалы учебного
пособия могут быть использованы при освоении образовательной программы ассистентуры-стажировки
по специальности 54.09.03 «Искусство дизайна», поскольку между
образовательными программами магистратуры и ассистентуры-стажировки существует преемственная
связь.
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.............................................................................................................. 3
Введение.................................................................................................................... 4
Глава 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА КАК ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
1.1. Структурно-объектная модель дизайна............................................................ 6
1.2. Функциональная модель дизайна...................................................................... 11
1.3. Системно-деятельностная модель дизайна...................................................... 18
1.4. Моделирование мышления дизайнера.............................................................. 22
1.5. Модели образовательных программ в сфере дизайна..................................... 28
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
2.1. Графический дизайн как структура проектирования...................................... 34
2.1.1. Графический дизайн в контексте визуальной коммуникации.................... 34
2.1.2. Структурная модель графического дизайна.................................................. 42
2.1.3. Графические комплексы................................................................................. 50
2.2. Графический дизайн как процесс проектирования......................................... 56
2.2.1. Предпроектный анализ.................................................................................... 58
2.2.2. Концептуальное проектирование................................................................... 62
2.2.3. Художественно-образное проектирование................................................... 65
2.2.4. Разработка и реализация дизайн-проекта...................................................... 69
Заключение................................................................................................................ 72
Список рекомендуемой литературы......................................................................... 73
Приложение............................................................................................................... 74
74
Стр.149