Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Дизайн-проектирование: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЕлисеенков Геннадий Симонович
АвторыМхитарян Гагик Юрикович
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц150
ID614323
АннотацияУчебное пособие направлено на формирование целостного представления о таком сложном, многокомпонентном и многофункциональном явлении, каким является дизайн-проектирование. Различные концептуальные подходы к осмыслению вопросов дизайна интерпретированы с помощью моделирования: представлены структурная, функциональная, системно-деятельностная модели дизайна, модели образовательных программ и мышления дизайнера. Графический дизайн рассматривается как структура и процесс проектирования.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению 54.04.01 «Дизайн». Материалы учебного пособия могут быть также использованы обучающимися в ассистентуре-стажировке по специальности «Искусство дизайна».
ISBN978-5-8154-0357-4
УДК74.01(075.8)
ББК30.18я73
Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование: учебное пособие : для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «магистр» / Г. Ю. Мхитарян; Г. С. Елисеенков .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2016 .— 150 с. : ил. — Библиогр.: с.73 .— ISBN 978-5-8154-0357-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/614323 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств Кафедра дизайна Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» Квалификация (степень) выпускника «магистр» Кемерово 2016 1 УДК 74.01(075.8) ББК 30.18я73 Е51 Рецензенты: Петерс Е. В., кандидат архитектуры, доцент Кузбасского государственного технического университета; Ткаченко Л. А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Кемеровского государственного института культуры. <...> Е51 Дизайн-проектирование [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «магистр» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян; Кемеров. гос. ин-т культуры. <...> Различные концептуальные подходы к осмыслению вопросов дизайна интерпретированы с помощью моделирования: представлены структурная, функциональная, системно-деятельностная модели дизайна, модели образовательных программ и мышления дизайнера. <...> УДК 74.01(075.8) ББК 30.18я73 ISBN 978-5-8154-0357-4 © Елисеенков Г. С., Мхитарян Г. Ю., 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Дизайн как самостоятельный вид профессиональной деятельности, едва насчитывающий столетнюю историю, тем не менее, в настоящее время признается как универсальная метадисциплина, как художественное проектирование не только предметов, среды, процессов и услуг, но и образа жизни. <...> Появляются новые виды и направления дизайна, происходит переосмысление традиционных форм, направлений и процессов в дизайне. <...> Различные аспекты рассмотрения дизайна приводят к осмыслению его как одного из видов проектирования, проектной практики, проектировочной деятельности, в обобщенном виде – проектировочной реальности. <...> В первой главе учебного пособия рассматривается категория «проектировочная <...>
Дизайн-проектирование_учебное_пособие.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств Кафедра дизайна Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» Квалификация (степень) выпускника «магистр» Кемерово 2016 1
Стр.1
УДК 74.01(075.8) ББК 30.18я73 Е51 Рецензенты: Петерс Е. В., кандидат архитектуры, доцент Кузбасского государственного технического университета; Ткаченко Л. А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Кемеровского государственного института культуры. Елисеенков, Г. С., Мхитарян, Г. Ю. Е51 Дизайн-проектирование [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», квалификация (степень) выпускника «магистр» / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Мхитарян; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 150 с.: ил. ISBN 978-5-8154-0357-4 Учебное пособие направлено на формирование целостного представления о таком сложном, многокомпонентном и многофункциональном явлении, каким является дизайн-проектирование. Различные концептуальные подходы к осмыслению вопросов дизайна интерпретированы с помощью моделирования: представлены структурная, функциональная, системно-деятельностная модели дизайна, модели образовательных программ и мышления дизайнера. Графический дизайн рассматривается как структура и процесс проектирования. Учебное пособие предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению 54.04.01 «Дизайн». Материалы учебного пособия могут быть также использованы обучающимися в ассистентуре-стажировке по специальности «Искусство дизайна». УДК 74.01(075.8) ББК 30.18я73 ISBN 978-5-8154-0357-4 © Елисеенков Г. С., Мхитарян Г. Ю., 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Дизайн как самостоятельный вид профессиональной деятельности, едва насчитывающий столетнюю историю, тем не менее, в настоящее время признается как универсальная метадисциплина, как художественное проектирование не только предметов, среды, процессов и услуг, но и образа жизни. Будучи сложным, многокомпонентным и многофункциональным явлением, дизайн характеризуется большим количеством концепций, типов, видов, направлений, стилей, разобраться в которых бывает непросто. В настоящее время расширяются области применения дизайна, особенно в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий. Появляются новые виды и направления дизайна, происходит переосмысление традиционных форм, направлений и процессов в дизайне. Все это сопровождается появлением и введением в оборот новой терминологии, в связи с чем возникают терминологические проблемы. Обращение к анализу дизайна как современного феномена актуализируется, с одной стороны, стремительным развитием этого вида проектно-творческой деятельности, расширением сфер функционирования объектов дизайна, а с другой стороны, недостаточным уровнем осмысления сущности, структуры, функций, процессов дизайна. В современной литературе, как правило, фиксируется лишь факт существования исторически сложившихся видов дизайна, причем их количественная сторона и качественная определенность трактуются поразному. В связи с этим возникла необходимость в создании данного учебного пособия, цель которого – привести разрозненные теоретические сведения о дизайне в определенную общую систему, разработать модели современного дизайна как комплексного объекта. В профессиональной дизайнерской среде бытует высказывание о том, что научить дизайну нельзя, но научиться можно. В определенном смысле это утверждение соответствует действительности. В овладении теорией и практикой дизайна большую роль играет мотивационно-личностный компонент обучающихся: активность и вариативность в решении учебно-творческих задач, самостоятельность, инициативность. Поэтому в учебном пособии авторы стремились решить две взаимосвязанные задачи: 1. Максимально визуализировать структуру, функции, процессы дизайна с помощью наглядно-образных и концептуальных моделей. 2. Развить концептуальное, проектное, визуальное мышление обучающихся путем овладения технологией и методами моделирования, схематизации (замены сложного объекта или явления мысленным планом или визуальной схемой), типизации (синтетической обработки информации по обобщению характеристик и качеств объектов). Учебное пособие предназначено, в первую очередь, для обучающихся в магистратуре по направлению 54.04.01 «Дизайн» для освоения образовательной программы по дисциплине «Дизайн-проектирование» и другим смежным дисциплинам. Материалы учебного пособия могут быть использованы при освоении образовательной программы ассистентуры-стажировки по специальности 54.09.03 «Искусство дизайна», поскольку между образовательными программами магистратуры и ассистентуры-стажировки существует преемственная связь. 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.............................................................................................................. 3 Введение.................................................................................................................... 4 Глава 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА КАК ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 1.1. Структурно-объектная модель дизайна............................................................ 6 1.2. Функциональная модель дизайна...................................................................... 11 1.3. Системно-деятельностная модель дизайна...................................................... 18 1.4. Моделирование мышления дизайнера.............................................................. 22 1.5. Модели образовательных программ в сфере дизайна..................................... 28 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ 2.1. Графический дизайн как структура проектирования...................................... 34 2.1.1. Графический дизайн в контексте визуальной коммуникации.................... 34 2.1.2. Структурная модель графического дизайна.................................................. 42 2.1.3. Графические комплексы................................................................................. 50 2.2. Графический дизайн как процесс проектирования......................................... 56 2.2.1. Предпроектный анализ.................................................................................... 58 2.2.2. Концептуальное проектирование................................................................... 62 2.2.3. Художественно-образное проектирование................................................... 65 2.2.4. Разработка и реализация дизайн-проекта...................................................... 69 Заключение................................................................................................................ 72 Список рекомендуемой литературы......................................................................... 73 Приложение............................................................................................................... 74 74
Стр.149