nte-x
ИЗДАІІЕ ЛЕПАРИІЕНГАЛ^ШШг ДОРОП, ИШІИСШСШ ШШ
ШШ ЖЕЮНЫХТ) ДОРОГЬ
НА
СЕІІЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ и ТОРГОВІІЮ.
НЗСЛ ДОВАНІЕ
АНТОНА РАДЦИГА.
/
/ •"
і
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типо-литографія Бермапъ и К0
1896
. Почтамтская 13.
/
Стр.1
ІГечатаііо no распоряженію Департамента жел зыыхъ дорогъ.
2007231397
Стр.2
ОГЛАВЛЕНІЕ.
Страшщы.
ГЛАВА I. Историческій очеркъ развитія
жел знодорояхной с ти во всемъ мір .
ГЛАВА 11. Общія затраты на жел зныя
дороги въ Россіи, валовой доходъ, эксплоатаціонные
расходы и чистый доходъ. .. .
ГЛАВА IIL Развитіе с тгі казенныхъ
жел зныхъ дорогъ, съ указаніемъ времени
перехода разныхъ дорогъ въ казенное управленіе.
Перевозка пассажировъ, и грузовъ;
по
числу и количествомъ, а также
доходъ отъ перевозокъ, какъ гю казеннымъ,
такъ и по частнымъ дорогамъ
ГЛАВА IV. Экономическое значеніе жел
зныхъ дорогъ для сельскаго хозяйства .
ГЛАВА V. Вліяніе удлиненія жел знодорожной
с ти на развитіе промышленности.
ГЛі ВА І. О иодъ здныхъ жел зныхъ
дорогахъ заграницей и у насъ
ГЛАВА VIL Заключеніе
ПРИЛОЖЕНІЯ. Таблицы и діаграммы.
95
125
183
213
228
1
65
Стр.3
2
уже въ общемъ зг
Въ начал XIX стол тія паровая машина была
потребленіи въ Англіи, а въ 1804 г.
на одномъ изъ жел знод лательныхъ заводовъ Англіи
была ул е устроена машина, двигавшаяся по рельсамъ
и поднимавшая вагонъ съ ю тоннами жел за.
Въ 1821 году посл довало открытіе неболыиой дороги
(около ю миль) отъ Стоктона въ Дарлингтонъ,
но первою, устроенною на общественныя деньги для
общаго пользованія жел зною дорогою, давшею толчекъ
устройству релр>совыхъ путей на всемъ св т ,
сл дуетъ считать жел зную дорогу отъ Ливерпуля
до Манчестера.
верпзт
Еще въ начал нын шняго стол тія, между Лилемъ
и Манчестеромъ, этими двумя промышленными
городами, существовали два канала, им виііе
большое значеніе въ д л передвиженія грузовъ;
но не смотря на это, значительное число Ливерпульскихъ
купцовъ указывало;
щія транспортныя средства совершенно недостаточны
іі что новый путь (рельсовый), о которомъ они мечтали,
сд лался неизб жно необходимъ, чтобы осилить
ежедневно возрастающтй обм нъ съ надлежащею
точностью;
быстротою и бережяивостью.
Въ 1820 году сношенія Ливерпз ія съ Манчестеромъ
стали такъ значительны, провозная плата
между этими городами была такъ высока (около
20 коп. съ пуда за 45 верстъ) ^ и перевозка была
такъ медленна и неудобна, что собраніе Ливерпулскихъ
купцовъ въ І82 І году р шило устроить рельсовый
луть отъ Ливерпуля въ Манчестеръ, причемъ
предполагалось перевозить грузы по рельсамъ при
д
) The working and management et an english railway by George Findiay
London 1891.
что существую
Стр.4
3
помощи лошадей. О перевозк пассажировъ не бі>іло
тогда и р чи.
Зд сь ум стно нспомнить о т хъ затрудненіях7ъ
съ какими были сопряжены путешествія въ началк
нын шняго стол тія. Даже въ Англій пере здъ изъ
одного города въ другой былъ небезопасенъ. при
томъ
очень быстрою. Въ Америн , говоритъ Мишель Ше
валье, 1
зда въ 12 — 15 верстъ въ часъ считалась
) путешественники принуждены были пользоваться
общественными экипажами, причемъ нападекія
на путешественниковъ составляли обычное
явленіе. За отсутствіемъ шоссейныхъ дорогъ въ Со
единенныхъ Штатахъ, приходилось
тихо, отъ 8 до 12 верстъ въ часъ. Даже въ Германіи,
въ начал нын шняго стол тія;
здить очень
было лишь
н сколько тоссейныхъ дорогъ, про здъ-же no грунтовымъ
дорогамъ, стоилъ дорого и производился
крайне медленно. О нашихъ грунтовыхъ большихъ
трактахъ можно составить себ понятіе и сейчасъ,
отъ хавъ оть любой р чной пристани или жел знодорожной
станціи и про хавъ іоо — 200 верстъ на
лошадяхъ. Такія путешествія стоютъ въ з—4 р^за
дороже, нежели по жел зной дорог и продолжительность
про зда въ 5 — 6 разъ большая. Во Франціи
и Австріи, до проведенія жел зныхъ дорогъ, неудобства
пере здовъ были і^ -же какъ и везд .
Про здъ пассажира въ Англіи, до открытія главныхъ
жел зно-дорожныхъ линій, въ 1834 г
- 3
класс
) 0
бходился
въ 15 коп. кред. съ версты, тогда какъ въ
настоящее время про здъ въ з- м ъ
2
стоитъ
около 2, з коп. кред., во 2-мъ класс около 4 к.
^) Lettres cTAmerique du Nord. p. M. Chevalier Bruxelles 1844.
Die Eisenbahnen als oilcmliche Vcrkchrseinnchtungen von J. F. Scbreiber
Wien 1887.
Стр.5
135
не приводимъ данныхъ за 1895 годъ такъ какъ въ
оффиціальномъ изданіи- для урожая этого года цифры
приведены не въ четвертяхъ, а въ пудахъ.
Сборы хл бовъ и картофеля на С верномъ Кавказ
, были сл дующіе:
1889
ь
.
Кубанская область . . • 6.038 431
Ставропольскак губ. - . 2.639 32
1892
1893
тысяч и четвертей .
7 4^9°
І$-І20 убб 12.623 бгі 12465 і-4™
4-8 $.838 з 8
Терская область • . . . Ь28о 109 1-379 ІІ 2
Всего
I
-94Q Ui М2
3-9S2
?
47
9-957 ^ 7 21.189 926 20.401 8оо 17.742 і.&Иропольской
губерніи, составлявшее въ і886 году
2.59J-000
2.836.000, а въ 1893 г- і^ъ
ставлялъ no 3-51
' 1
Населеніе Кубанской и Терской Ьбластей и Ставжителей,
въ 1889 году уже доходило до
Января), по св д ніямъ
Кавказскаго календаря ^), оно составляло
3 .о81 .ооо.
Урожай 1889 г., на населеніе, за то же время, сочертвертей
хл бовъ и поо,зочет.
картофеля на душу; средній урожай 1892—1894 г.г.
на число жителей къ і Янв. 1893 г., составлялъ по
6,4 четв. хл ба и по 0,36 четв. картофеляна душу,
т. е. больше ч мъ въ Новороссійскихъ губерніяхъ.
Кром хл ба на С верномъ Кавказ с яли коноплю
и ленъ. Сборы того и другаго с мени, за
посл дніе з года, составляли:
#
1892
Кубанская Обл. . .
Ставропольская губ.
Тверская Обл. • . .
Итого . .
• f0
иу
55
6о
232
1893
291
162
5*4
) Изданіе Кавказскаго статистическаго Комитета на 1894.
)8і См. изд. Центральн. Стат, Комитета, Урожаи въ 1892, 1893 и 1894 г.г
^94 *)
въ тысячахъ чевертей.
^і
48
2о8
n o
Збб
75
ЩА
Стр.1
Можно бы подвергнуть сомн нію вышеприведенныя
цифры сборовъ хл бовъ и с мянъ, но вывозы
черезъ Новороссійскъ вполн д лаютъ возможнымъ
увеличеніе сборовъ, подобное тому какое зам чается
по отношенію хл бовъ съ 1889 г.
Вывозы черезъ Новороссійскій портъ почти не
им вшіе м ста, до открытія Тихор цко-Новороссійскаго
участка, вдругь поднялись въ нев роятной степени;
какъ
это и будегь видно изъ сл дующихъ
8р
N 1887 і88
8
Пщеница . . . , 4 1*253
Рожь
Я^мень
Овесь
Кукуруза
— ІІ 9
5
— —
—
295
4
Остальные хл ба - —
4
Сімя льняное рапсовое
и маковое . — боі
731
959
446
37
2
^53
1890
въ тысячахъ
.250
1.999
4.2оз
2.415
г.298
50
4-065
7 2.276 18.558 2975^
15.720
1891
пудовъ.
13.831
2.023
2.155
6і4
1.956
78
1758
22.595
1892
7.768
1.910
1.849
250
249
3.426
І5-452
1893 8
16.514
1.095
2.6і2
902
іб5
5487
^4775
Вывозы изъ Новороссійска, съ 7 тыс. пудовъ въ
1887 г,, поднялись до около з о
милл. пудовъ въ
1890 г. Въ 1891 году часть Россіи постигъ неурожай
и излишки хл бовъ съ С вернаго Кавказа не
могли быть вывезены. Къ 1893 г. вывозы вновь начали
возвышаться и въ 1894—1895 г. должны быть
очень значительны. Подробный обзоръ вн шней
торговли Россіи за 1894 г. (конецъ февраля) еще
94 г, видно, что вывозы по Черноморской границ
Кавказскаго края, были на ІІ0
не вышелъ изъ печати, но по краткому обзору за
і8
/О выше предъидущаго
1893 года.
Мы привели очень р зкій прим ръ вліянія жел
зныхъ дорогъ на развитіе землед лія. Безъ же8»)
См. Обзоры Вн шней торговди Россіи за 1887 до 1893 года.
Стр.2
137
л зныхъ дорогь къ Черному морю, С верный Кавказъ
не им лъ бы выхода для своихъ излишковъ
хл бовъ, по своему географическому положенію.
Но и въ другихъ м стностяхъ мен е нуждавшихся
въ жел зныхъ дорогахъ, для своего развитія, посл
днія видоизм няли всю сельскохозяйственную промышленность.
Такъ,
если взять напр. Юго-Западные губерніи,
то мы увидимъ, что пос вы хл бовъ въ этихъ губерніяхъ,
увеличились въ меньшей степени. Значительное
увеличеніе, зам чается въ пос вахъ картофеля.
Кіевская и Подольская губерніи им я въ
своихъ пред лахъ дв такія р ки какъ Дн пръ и
Дн стръ, мен е нуждались въ жел зныхъ дорогахъ,^
нежели Волынская губернія, въ которой пос вы
увеличились въ болыпей степени.
По св д ніямъ Военно-статистическаго сборника
(IV часть) и Центральнаго Статистическаго Комитета,
пос вы за посл днія 3° л
тъ изм нялись сл -
дующимъ образомъ:
(
Губерніи.
Подольская.
Шевская ... .
l"
в ъ ты
1864-66
с . четв.
хл бъ. карт.
і87о 72
въ тыс. четв.
хл бъ. карт.
Волынская . . . І.І6 8 239 і-576 2
4.І2І 638 5-5і! 782
Г у б е р н і и.
Подольская
Кіевская. ..... .
Волынская
1889 93тыс.
четв.
хл бъ.
карт.
І.5ІЗ 245
1.764
1.475
4.752
І
-І
335
593
73
1883-87
в-ь тыс. четв.
хл бъ. карт.
. 1.411 148 і-^УЗ ^Ю9 І
1.54^ 251 2.062 303 і-бб
7 0
1
і8
'424 34°
44^2 656
-373 ^Зо
5 ^ 6
91тыс.
четв.
і-б2
хл бъ.
3
ь822
1-525
карт.
35^
455
652
4-97о 1.457
Стр.3
I3g
увеличились на около 2о0
^Г
Губернш.
хл бовъ.
Подольская. 5-134
Волынская . 4-І
ГгберИІИ
.
Подольская , . .
Кіевская
въ среднемъ.
вс хъ
1864 6,6.
ка
в ъ тысячах г ч.етвертей .
482 7-і0
Рт
- хл бовъ.
^ ^ хл бовъ.
3 855 7-Зб
49 7І
55
9
сократившись въ 1883 —87 г.г.; сравнительно cъI864,
—66 г.г.;
берніяхъ увеличшшсь сравнительно съ 1864—66 г.г.
очень значительно, а именнона 1.400.000 четв.;
пос вы хл бовъ въ 1894 г
- т
- е.-за 30 л.,
/о, тогда какъ пос вы картофеля
болыпе ч мъ удвоились.
Сборы хл бовъ за т -же года, составляли:
въ среднемъ.
вс хъ
1870 72.
вс хъ
въ среднемъ.
ка
1883-87.
Рт
-
Шевская . . 5-8ІІ і.оуб 9.241,1.369 9-382 9І
9 5-1
^^- кар
, ^^ f
534
5
871 6л8б 1.474
15.094 2.27721.499 3-095 22.837 2.023
^ 1
карт.
8.о8о 1.091
9497 І
-704
Волынская . . . • 6.555 2.733
24.132 5-528
11.058 1,713
12.707 2.324
8.045 3-358
ЗІ.8ІО 7-395
Длина дорогъ въ з-хъ. поименованныхъ губерніяхъ,
какъ видно изъ табл. № 8 (въ приложеніяхъ),
почти удвоилась, населеніе-же въ Юго-Западныхъ
губерніяхъ увеличилось съ 5484-000 жителей въ
1864—66 г.г., на 5.8і2 тысячъ въ 1870 г. и на8.152
тыс. въ 1890 г.
Сборъ хл бовъ составлялъ по 2,75 четв. на душу
въ 1864—66 г.г., картофеля по 0,41 четв.; въ 1889—93
годахъ сборы хл бовъ на душу достигли 2,96 четв.;
картофеля 0,67 четв.; за 1894 г-, урожайный годъ;
сборъ хл бовъ на душу составлялъ по 3,90 четв.
картофеля по 0,90 четв.
Въ 1870—72 г.г. пос вы въ Юго-Западныхъ гувновь
Стр.4
139
Кром того сл дуетъ еще обратить вшгааніе, на
то обстоятельство, что въ особенности въ Кіевской
губ., большія площади земель зас вались свекловицей,
почему съ 1870—у2 г
'г
- п о
1889—93 г
-г
- и н е
могло произойдти очень сильнаго увеличенія пос -
вовъ хл бовъ. Д йствительно, въ Кіевской губ. за
посл днее время, они мало изм нились, сократившись
противъ 1870—72 г
-г
-
Но если Кіевская губернія увеличиваетъ свою
свеклосахарную промышленность, то безъ жел зныхъ
дорогъ, она этого также не могла-бы сд лать,
такъ какъ развивающаяся промышленность нуждается
въ топлив , которое въ вйд каменнаго угля,
жел зныя дороги, съ 1889—9° (^З) г
-г
- стали подвозить
къ заводамъ.
< Въ Малороссійскихъ губерніяхъ: Полтавской,
Черниговской и Харьковской, тотчасъ посл открытія
дорогъ, пос вы значительно увеличились. Къ сожал
нію, о площади пос вовъ въ Россіи до І88І г.
у насъ не им ется данныхъ, цифрыже относящіяся
до пахатныхъ земель, могутъ дать лишь понятіе о
возможномъ распространеніи пос вовъ, но не о д йствительномъ
использованіи земель съ этою ц лью.
Пос вы по им ющимся даннымъ, съ 1864—66 г.
-; будутъ видны изъ сл дующей таблицы:
по 1894 г
Харьковская губ. Черниговская губ. Полтавская губ,
п
о
Года.
Хл бові
1864—66 1381
1870—72 І
858
1883-87 1558
1889—93 1684
1894 J5^8
Кіевъ І893 г.
Карт.
іо5
154
147
217
357
с
1333
1312
І34б
1357
і
Хл бовъ.
1203
я
. Карт.
2б6
268
129
249
6і5
н
Хл бовъ
і882
2119
1783
1834
1874
о
Карт.
220
227
Іб 2
273
492
83) См. ежегодникъ по сахарной промышленности за 1891—1892 г.,
4
Стр.5