Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

История (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСамойлова Ирина Викторовна
АвторыМавлюдов Ильдар Наильевич
ИздательствоПГАУ
Страниц404
ID613942
АннотацияИзучение дисциплины «История» предусматривает формирование у обучающихся целостного представления о месте и роли истории России в мировом историческом процессе. Пособие дополняют практические задания, глоссарий и хронологическая таблица основных исторических событий. Простота изложения материала поможет оптимальному его освоению.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.05.01 – Экономическая безопасность и изучающих согласно рабочей программе дисциплину «История».
УДК93
ББК63.3 (2)
Самойлова, И.В. История / И.Н. Мавлюдов; И.В. Самойлова .— Пенза : ПГАУ, 2017 .— 404 с. — URL: https://rucont.ru/efd/613942 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Самойлова, И.Н. Мавлюдов ИСТОРИЯ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.05.01 – Экономическая безопасность Пенза 2017 УДК 93 ББК 63.3 (2) С 17 Печатается по решению методической комиссии экономического факультета от 21 октября 2016 г., протокол № 3. <...> Рецензент – декан историко-филологического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор исторических наук, профессор О.В. Ягов С 17 Самойлова, Ирина Викторовна История: учебное пособие / И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов. <...> 17 Тема 3 Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. <...> Русь и Орда…………………… 53 3 Тема 7 Специфика и основные этапы централизации русских земель. <...> Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт. <...> Он заключается, прежде всего, в том, что при изучении истории необходимо опираться на исторические источники. <...> 16 Тема 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ Само понятие «история» в переводе с греческого означает повествование о том, что известно. <...> Исторические источники – это все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. такие источники, которые непосредственно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. <...> Понятие «факт» (от латинского factum ‒ «действие», «событие», «сделанное») применяется в разных смыслах. <...> Прежде всего факт ‒ конкретные проявления действительности в ее прошедшем или текущем состоянии, т. е. объективная реальность. <...> Признавая реальность фактов исторической действительности, они по существу отождествляли их с фактами исторической науки, полагая, что первые непосредственно даны историку в исторических источниках. <...> Но тем <...>
История.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.402
Стр.403
История.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов ИСТОРИЯ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.05.01 – Экономическая безопасность Пенза 2017
Стр.1
УДК 93 ББК 63.3 (2) С 17 Печатается по решению методической комиссии экономического факультета от 21 октября 2016 г., протокол № 3. Рецензент – декан историко-филологического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор исторических наук, профессор О.В. Ягов С 17 Самойлова, Ирина Викторовна История: учебное пособие / И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов. – Пенза: РИО ПГАУ, 2017. – 404 с. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.05.01 – Экономическая безопасность и изучающих согласно рабочей программе дисциплину «История». Пособие дополняют практические задания, глоссарий и хронологическая таблица основных исторических событий. Простота изложения материала поможет оптимальному его освоению. © ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, 2017 © И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов, 2017 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………… 6 Часть I Курс лекций………………………………………… 10 Раздел I История в системе социально-гуманитарных наук........................................... 10 Тема 1 Предмет, цели и задачи курса отечественной истории. Методология исторической науки…………………………………………. 10 Тема 2 Исторические источники и отечественная историография…………………………... 17 Тема 3 Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Особенности развития исторической науки в России………………………………………………. 25 Тема 4 Место России в историческом процессе: западники, славянофилы, евразийцы……………………. 34 Раздел II Становление государственного строя на Руси…........................................................................ 45 Тема 5 Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления русской государственности. Особенности социального строя Древней Руси…………………………. 45 Тема 6 Процесс политической раздробленности на Руси. Русь и Орда…………………… 53 3
Стр.3
Тема 7 Специфика и основные этапы централизации русских земель. Сословная система организации общества в Московском государстве……………………... 65 Тема 8 «Смутное время» в России и его итоги………… 79 Раздел III Становление абсолютизма в России. Этапы закрепощения крестьян……………………………. 88 Тема 9 Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России. Дискуссии о генезисе самодержавия……………………… 88 Тема 10 Русское общество времени Александра I. Отечественная война 1812 г. …………. 126 Тема 11 Внутренняя политика Николая I. Общественная мысль Николаевской эпохи……………... 136 Тема 12 Реформы Александра II. Пореформенная Россия……………………………………... 159 Раздел IV Россия и мир в XX-XXI вв. ……………………... 179 Тема 13 Эволюция государственной власти в России в начале XX в. Становление парламентаризма…………………………… 179 Тема 14 Первая мировая война и обострение общественного кризиса. Революция 1917 г. …………………………………………. 195 Тема 15 Формирование системы Советской власти. Модели социально-экономического развития в 20-30 гг. XX в. в СССР. 4 Усиление тоталитарного режима…………………………. 211
Стр.4
Тема 16 Великая Отечественная война советского народа. Поляризация послевоенного мира. «Холодная война»…………………. 244 Тема 17 Противоречия и изменения в советском обществе 50-80-х гг. XX в. «Перестройка» в СССР. Распад СССР…………………… 269 Тема 18 Становление демократического Российского государства. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности…... 280 Часть II Практикум ……………………………………….. 297 Тематика семинарских занятий…………………………… 297 Задания для текущего контроля………………………….. 318 Вопросы к экзамену………………………………………… 369 Ключ к вопросам самоконтроля…………………………... 372 Терминологический словарь…………………………......... 380 Хронология…………………………………………………… 394 Заключение ………………………………………………….. 399 Литература …………………………………………………... 402 5
Стр.5
ЛИТЕРАТУРА 1. Данилов, А.А. Отечественная история / А.А. Данилов. – М.: Проект, 2003. 2. Ивушкина, Е.А. Отечественная история. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие / Е.А. Ивушкина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. 3. Мавлюдов, И.Н. История России: методические указания по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения / И.Н. Мавлюдов, Е.А. Ивушкина. – Пенза, РИО ПГСХА, 2011. 4. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н.Н. Павленко, И.А. Андреев, В.А. Федоров. – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. 5. Федоров, В.А. История России 1861-1917: учебник для вузов / В.А. Федоров. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Высшее образование. Юрайт-Издат, 2009. 6. История России: учебник [Электронный ресурс] / Ред.: Г.Б. Поляк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – (Cogito ergo sum). – ISBN 978-5-238-01639-9 – 687 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/189029). – Загл. с экрана. 7. Скворцова, Е.М. История Отечества: / Е.М. Скворцова. ‒ 2-е изд., стереотип. учебник. – [Электронный ресурс] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – ISBN 978-5-238-01400-5 – 846 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/351944) – Загл. с экрана. 8. История России (XVII-XVIII вв.) [Электронный ресурс] / Е.П. Шульга. – Сургут: РИО СурГПУ, 2013. – 63 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/327078) – Загл. с экрана. 9. История России: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.Д. Галиуллина, Ш.М. Мухамедина, А.Г. Хасанова, О.Н. Будеева. – 2-е изд., доп. – Уфа: УГУЭС, 2015. – ISBN 978-5-88469-6969 – 252 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/350680) – Загл. с экрана. 10. Мавлюдов, И.Н. История: учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов. – Пенза: РИО ПГСХА, 2015. – 148 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/335607) – Загл. с экрана. 11. Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века [Электронный ресурс] / С.В. Рыбаков. – Екате402
Стр.402
ринбург: Издательство Уральского университета, 2012. – ISBN 978-5-7996-0738-8. – 188 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/209444) – Загл. с экрана. 12. Шнайдер, В.Г. История России (1945 г. ‒ начало XXI в.). Конспект лекций: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В.Г. Шнайдер. – Армавир: РИО АГПА, 2012. – 83 с. (Режим доступа: http://rucont.ru/efd/257916) – Загл. с экрана. ИСТОЧНИКИ 1. Карамзин, Н.М. История Государства Российского / Н.М. Карамзин. – Ростов-на-Дону, 1994. 2. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций в трех книгах / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1993. 3. Ключевский, В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. 4. Хрестоматия по истории России 1945-1995 гг. – М., 1996. 403
Стр.403