Чернышов (Владимирский ГУ) koberniknv@bmstu.ru АНТИФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ПОКРЫТИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПЛАЗМЕННОЙ НАПЛАВКОЙ БАББИТА С УГЛЕРОДНЫМИ НАНОТРУБКАМИ1 Рассмотрены различные способы получения баббитовых покрытий на рабочих поверхностях тяжелонагруженных трибо сопряжений. <...> Выявлены основные причины, уменьшающие эксплуатационные свойства баббитовых сплавов. <...> Предложен вари ант плазменнопорошковой наплавки баббитов с введением углеродных нанотрубок (УНТ). <...> The different methods of babbit layers fabrication on working surface of heavy loaded friction units were discussed. <...> The main reasons decreased operating ability of babbit alloys were found. <...> Подшипники скольжения представ ляют собой опоры, в которых трение происходит при скольжении вала по внутренней поверхности антифрикционного вклады ша, изготавливаемого из современных материалов в процессе высокопроизводительных технологических операций, и имеют в ряде случаев несомненные преимущества по сравнению с широко применяемыми подшипниками качения. <...> По наружному диаметру и массе подшипники скольжения в 2—3 раза мень ше шариковых подшипников средней серии. <...> Существуют ма териалы антифрикционных вкладышей, которые работают без смазки или позволяют использовать в качестве смазки воду и другие маловязкие жидкости, не обладающие смазочными свойствами. <...> В отличие от подшипников качения подшипники скольже ния не вызывают дополнительных вибраций и могут работать в вибрационнонагруженных узлах машин. <...> Однако рабочая по верхность вкладышей подвергается интенсивному изнашива нию, поэтому требуется периодическая замена или ремонт уз лов подшипника скольжения. <...> Стойкость подшипника скольжения в процессе эксплуа тации определяется в основном состоянием его рабочей по верхности, влиянием величины зазора между шейкой вала и антифрикционным вкладышем на процесс изнашивания и ха рактеристиками слоя смазочного масла [3]. <...> При этом решаю щее влияние оказывают свойства поверхностного слоя под шипника скольжения <...>