№ 4 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ Н.Г. Осипова, докт. социол. наук, проф., декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ N.G. <...> Osipova, professor, doctor of sociological sciences, dean of the Faculty of Sociology of The Lomonosov Moscow State University, e-mail: modernsoc@socio.msu.ru THE SOCIAL CONSTRUCTION OF THE PUBLIC HEALTH В статье анализируется роль социологии в научном управлении обществом, а именно — социальном конструировании, направленном на предупреждение негативного развития событий и создание желательных для индивида и общества социальных реалий. <...> Одной из областей социальной реальности, а также важнейшей сферой жизнедеятельности общества, подлежащей социальному конструированию, является общественное здоровье. <...> Общественное здоровье (здоровье населения) рассматривается как интегрированное выражение динамики индивидуальных уровней здоровья всех членов общества. <...> Последние создаются самими людьми в процессе их жизнедеятельности и являются управляемыми, т.е. социально конструируемыми. <...> В статье рассматриваются негативные процессы, связанные с общественным здоровьем, важнейшими из которых представляются сложная ситуация в системе здравоохранения, отсутствие у людей доверия к возможностям медицины. <...> Не менее важная роль принадлежит ухудшению экологических условий жизни значительной доли населения и социальному стрессу. <...> Если раньше ученые не уточняли, в какой степени угрозы нарушения глобальных экосистем связаны с состоянием здоровья и особенностями заболеваний населения, то в настоящее время установлено, что различные формы необратимого изменения окружающей среды непосредственно опасны для общественного здоровья. <...> С древности известен эффект несоответствия желаемого (абстрактно) и фактически возникающего будущего — эффект человеческой деятельности: люди желают одного, однако на самом деле все оканчивается иначе, практически, наоборот. <...> Они лежат в основе так называемого “невольного поведения”, остающегося <...>