Одним из первых шагов при подготовке или доработке программы развития школы является проведение анализа состояния и прогноза тенденций изменения социального заказа образовательной организации. <...> О том, как его провести, рассказывает в своей книге «Стратегическое управление школой: вопросы и ответы» наш постоянный автор А.М. Моисеев. <...> Соответствующий параграф этой книги мы публикуем сегодня на наших страницах. состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, Как провести анализ адресуемого школе А. М. Моисеев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» При всем многообразии связей школы с внешней средой особенно важно понимать характер тех образовательных и культурных потребностей, которые есть или могут появиться и проявиться со стороны различных групп заказчиков образовательных услуг. <...> Какие вопросы важно поставить перед собой в ходе работы по изучению социального заказа? <...> Кто (что) является источником и носителем социального заказа для нашей школы? <...> Какие основные группы заказчиков с разными образовательными интересами можно выделить? <...> 11 Ответ на этот вопрос предполагает, что мы не просто назовем, скажем, такую группу заказчиков, как родители (законные представители) учащихся, но и попытаемся выделить несколько разных групп родителей: и таких, которые вообще не интересуются пока обучением и воспитанием своих детей в школе, и таких, для которых требования к школе сводятся к тому, чтобы она была для детей своеобразной «камерой хранения» на то время, когда родители находятся на работе, и таких, кто очень стремится к высокому образовательному уровню своих детей. <...> Каким в целом был социальный заказ в прежние годы, как школе удавалось с ним справляться и к каким последствиям для школы это приводило? <...> Ответ на этот вопрос <...>