о р и г и н а л ь н а я с т а т ь я Овариальный резерв у девочек-подростков, родившихся с задержкой внутриутробного роста Н.В.Башмакова, С.В.Гончарова, И.В.Данькова Уральский НИИ охраны материнства и младенчества Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация Цель. <...> Оценка функционального состояния яичников у девушек, родившихся с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР). <...> Проведено клинико-лабораторное и инструментальное обследование 71 девочки-подростка с ЗВУР при рождении (основная группа) и 68 девочек с нормальной массой тела при рождении (контрольная группа). <...> Обследование пациенток включало выяснение анамнеза, в том числе соматического и гинекологического, активный расспрос, исследование уровня гормонов (ЛГ, ФСГ, эстрадиола, тестостерона, ингибина А и В, прогестерона) в сыворотке крови, ультразвуковое сканирование органов малого таза. <...> У девочек-подростков, рожденных с ЗВУР, в пубертате выявлено формирование признаков гипогонадизма: более поздний возраст менархе (13,1 лет), более длительный период становления регулярного менструального цикла (34,4%), нарушения менструального цикла по типу маточных кровотечений (13,7%), гипоменструальный синдром (19,4%) и дисменорея (27,81%). <...> Установлено достоверное снижение показателей овариального резерва на основании биофизических показателей (овариальный объем <9,2 см3 , фолликулярный аппарат <5 фолликулов в срезе, повышение IR маточных артерий >0,76, снижение <0,69 и монотонный «ановуляторный» тип Ri яичниковых артерий (p < 0,05) у 91,17% девочек-подростков. <...> У девочек с ЗВУР при рождении в пубертатном периоде происходит отставание темпов роста и развития матки. <...> В эхоструктуре яичников наблюдается умеренно выраженная функциональная фолликулярная недостаточность. <...> Ключевые слова: девочки-подростки, задержка внутриутробного развития, маточная гемодинамика, ультразвуковое сканирование органов малого таза Ovarian reserve in adolescent girls born with intrauterine growth restriction N.V.Bashmakova, S.V.Goncharova, I.V.Dan <...>