203 Дискурс Елена Гордиенко Прикасаясь к прошлому: театр-музей 2010-е отмечены в российском театре повышенным интересом к национальной истории, особенно травматичным и “непроработанным” ее периодам. <...> Выход из границ условного, вымышленного мира сцены совпадает со стремлением российского театра выйти из аполитичной эскапистcкой практики, которой он преимущественно был в 1990—2000-е, стать настоящим публичным пространством, местом и инструментом социальной и исторической рефлексии. <...> Театральный дискурс сближается с общим интеллектуальным дискурсом, и прямым отражением сдвига концепции становится игра не в пустом, свободном для воображения сценическом пространстве, а в пространстве реальном, имеющем свою историю и свое нефиктивное назначение. <...> Показательные постановки — “Радио Таганка” (2014) в Театре на Таганке (режиссер Семен Александровский, художник Шифра Каждан, драматург Евгений Казачков) и “Вперед, Москвич! <...> в помещении Совета ветеранов района Текстильщики (режиссеры Валерия и Георгий Сурковы, художники Ксения Перетрухина и Шифра Каждан, драматург Марина Крапивина). <...> Спектакль “Радио Таганка”, завершавший деятельность Группы юбилейного года в легендарном театре, посвящен истории создания и запрета спектакля “Владимир Высоцкий”, включающей длительную борьбу Юрия Петровича Любимова с чиновниками за целостность художественного замысла и исполнения и последовавшее лишение его гражданства. <...> При всей тематической несхожести (где завод, а где — театр), роднит постановки очень многое: Приход документального исторического театра в реальные пространства есть очевидная попытка присвоить историю, понять ее не через расшифровку культурных кодов, а через чувственный опыт: такие спектакли основаны на презумпции, что иногда легче осознать существование в прошлом через пребывание по их пространственным и проксемическим законам. <...> Во “Вперед, Москвич!” есть сцены реконструкции, когда зритель <...>