ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ На диване не выжить практические навыки ОБЖ дает только практика Людмила Скрипник, кандидат педагогических наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России Проблема преподавания ОБЖ в школе в очередной раз особенно остро встала в последний год. <...> Основная причина в том, что недавно начавшаяся глубокая, кардинальная реформа системы образования совпала с существенными изменениями в социально-экономической и идеологической ситуацией в стране и в мире. <...> Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» оказалась в сложной ситуации. <...> С одной стороны, данный предмет признан Федеральными образовательными стандартами (ФГОС) нового поколения как один из системообразующих, призванных формировать современную личность – патриота, готового защищать интересы своей Родины, экологически грамотного человека, реализующего разумный подход к своему здоровью, исповедующего социальные ценности здоровой семьи, ведущего безопасный образ жизни. <...> С другой стороны, в ходе слияния образовательных учреждений в единые комплексы происходит неизбежное вымывание кадров, причем на фоне сокращения финансирования дополнительного образования, что сказывается на эффективности функционирования системы военно-патриотических клубов при школах, туристско-краеведческой деятельности. <...> Более того, обучающиеся в старших классах кардинально изменили свое отношение к учебному курсу ОБЖ после отмены экзаменов по выбору в традиционной форме: семьи будущих выпускников ориентированы на подготовку к ЕГЭ, и ОБЖ автоматически попало в разряд «второстепенных» предметов. <...> 50 С третьей стороны, актуальность качественного преподавания ОБЖ возросла буквально за год-два как никогда – современный мир бросает множество вызовов как каждому отдельно взятому человеку по принципу «каждый умирает в одиночку» (ДТП в сплошном потоке транспорта, крушения поездов и самолетов, масштабные пожары и стихийные бедствия), так <...>