Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Историческая психология и социология истории  / №2 2016

ПОЧЕМУ ИДЕОЛОГИЯ НЕ СТАЛА НАУКОЙ О РАЦИОНАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ? (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПоддубный
АвторыТрунов А.А.
Страниц16
ID608243
АннотацияВ статье реконструированы основные достижения французских «идеологистов» конца XVIII – начала XIX века. Дана обоснованная характеристика эпистемологического проекта Идеологии, понимаемого как попытка создания универсальной науки об идеях и рациональном мышлении, а также восстановлен психоисторический контекст генезиса и кристаллизации Великих идеологий современности (консерватизма, либерализма, социализма). Наполеон заложил традицию трактовки Идеологии как феномена ложного сознания. Однако это не помешало Идеологии выступить в качестве одного из трех Великих нарративов преобразования общества, государства, а зачастую – и целого мира
Поддубный, Н.В. ПОЧЕМУ ИДЕОЛОГИЯ НЕ СТАЛА НАУКОЙ О РАЦИОНАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ? / Н.В. Поддубный, А.А. Трунов // Историческая психология и социология истории .— 2016 .— №2 .— С. 105-120 .— URL: https://rucont.ru/efd/608243 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. В. ПОДДУБНЫЙ, А. А. ТРУНОВ ПОЧЕМУ ИДЕОЛОГИЯ НЕ СТАЛА НАУКОЙ О РАЦИОНАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ? <...> Дана обоснованная характеристика эпистемологического проекта Идеологии, понимаемого как попытка создания универсальной науки об идеях и рациональном мышлении, а также восстановлен психоисторический контекст генезиса и кристаллизации Великих идеологий современности (консерватизма, либерализма, социализма). <...> Наполеон заложил традицию трактовки Идеологии как феномена ложного сознания. <...> Однако это не помешало Идеологии выступить в качестве одного из трех Великих нарративов преобразования общества, государства, а зачастую – и целого мира. <...> Его разработка лишь с позиций политической теории (Мусихин 2013; Freeden 1996) явно недостаточна, поскольку совершенно не учитывает специфики Идеологии как грандиозного проекта создания универсальной науки об идеях и рациональном мышлении. <...> Требуется более тщательная проработка иных эпистемологических полей, в том числе философии науки, социологии знания, интеллектуальной истории, исторической психологии. <...> Не менее интересна реконструкция психоисторического контекста генезиса Идеологии как универсальной науки об идеях, с одной стороны, и условий кристаллизации классических идеологий современности (консерватизма, либерализма, социализма), – с другой. <...> Термин идеология в его исходном, первоначальном смысле (греч. iδεολογiα, от др.-греч. iδεα – вид, форма, прообраз, идея; Историческая психология и социология истории 2/2016 105–120 106 Историческая психология и социология истории 2/2016 и λογος – слово, разум, учение) содержит в себе неустранимую претензию на научность (Трунов 2015). <...> Основными задачами статьи являются, во-первых, характеристика психоисторической ситуации, обусловившей генезис и кристаллизацию классических идеологий современности; во-вторых, осмысление научного проекта Идеологии, который сформировался во Франции как своеобразный ответ надломленной, но все-таки не <...>