Н. В. ПОДДУБНЫЙ, А. А. ТРУНОВ ПОЧЕМУ ИДЕОЛОГИЯ НЕ СТАЛА НАУКОЙ О РАЦИОНАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ? <...> Дана обоснованная характеристика эпистемологического проекта Идеологии, понимаемого как попытка создания универсальной науки об идеях и рациональном мышлении, а также восстановлен психоисторический контекст генезиса и кристаллизации Великих идеологий современности (консерватизма, либерализма, социализма). <...> Наполеон заложил традицию трактовки Идеологии как феномена ложного сознания. <...> Однако это не помешало Идеологии выступить в качестве одного из трех Великих нарративов преобразования общества, государства, а зачастую – и целого мира. <...> Его разработка лишь с позиций политической теории (Мусихин 2013; Freeden 1996) явно недостаточна, поскольку совершенно не учитывает специфики Идеологии как грандиозного проекта создания универсальной науки об идеях и рациональном мышлении. <...> Требуется более тщательная проработка иных эпистемологических полей, в том числе философии науки, социологии знания, интеллектуальной истории, исторической психологии. <...> Не менее интересна реконструкция психоисторического контекста генезиса Идеологии как универсальной науки об идеях, с одной стороны, и условий кристаллизации классических идеологий современности (консерватизма, либерализма, социализма), – с другой. <...> Термин идеология в его исходном, первоначальном смысле (греч. iδεολογiα, от др.-греч. iδεα – вид, форма, прообраз, идея; Историческая психология и социология истории 2/2016 105–120 106 Историческая психология и социология истории 2/2016 и λογος – слово, разум, учение) содержит в себе неустранимую претензию на научность (Трунов 2015). <...> Основными задачами статьи являются, во-первых, характеристика психоисторической ситуации, обусловившей генезис и кристаллизацию классических идеологий современности; во-вторых, осмысление научного проекта Идеологии, который сформировался во Франции как своеобразный ответ надломленной, но все-таки не <...>