Основой общепромышленной конструкции асинхронного двигателя массового выпуска является радиальная электромагнитная система с внутренним ротором и магнитопроводом из плоских элементарных слоев с круговыми контурами. <...> Такие слои создают большие производственные отходы электротехнической стали. <...> Тендениия разработок асинхронных двигателей в последние десятилетия — снижение потерь посредством повышения удельной материалоемкости — противоречит задачам комплексного энергоресурсосбережения. <...> В ограниченном производстве двигателей также используются радиальная и аксиальная электромагнитные системы соответственно с внешним ротором и плоским зазором. <...> Приведены примеры решения задач по снижению отходов электротехнической стали и усовершенствованию радиальных и аксиальных асинхронных двигателей на основе пространственной структуры слоев электротехнической стали в многоплоскостных, конусно-плоскостных и конуспо-цашпдрических магнитопроводах. <...> Показаны возможности оптимизации и сравнения вариантов электромагнитных систем асинхронного короткозамкнутого двигателя с использованием обобщенного метода безразмерных показателей технического уровня и относительных управляемых переменных с геометрическими и электромагнитными параметрами. <...> Показана последовательность разработки указанным методом математической модели и приведены результаты обобщенного оптимизационного сопоставления вариантов двигателя с радиальными и однороторной аксиальной электромагнитными системами. <...> На основе оптимизационных расчетов установлена возможность ресурсосбережения и повышения энергоэффективности на основе замены в части приводов традиционных конструкций асинхронного двигателя аналогами обращенного и аксиального многополюсного исполнений! <...>