Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Психология группы. Психология воинского коллектива (110,00 руб.)

0   0
АвторыГайдар Карина Марленовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц50
ID604084
Аннотация Цель изучения дисциплин «Психология группы» и «Психология воинского коллектива» – формирование у будущих психологов системы научных понятий и представлений в области социальной психологии групп и коллективов, умений анализировать социально-психологические явления и закономерности жизнедеятельности различных социальных групп и объединений
Кому рекомендованоРекомендованы для студентов 3-го курса очной формы обучения направления «Психология» факультета философии и психологии.
Психология группы. Психология воинского коллектива / К.М. Гайдар .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 50 с. — 50 c. — URL: https://rucont.ru/efd/604084 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПСИХОЛОГИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА Учебные программы дисциплин и планы семинарских и практических занятий для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 18 февраля 2016 г., протокол № 1400-02 Рецензент – канд. психол. наук, доцент Г. В. Орлова Учебные программы подготовлены на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социальная психология является одной из ведущих областей современной психологии. <...> На базе длительной истории своего становления и значительных достижений прошлых лет в настоящее время социальная психология продолжает активно развиваться. <...> С учетом высокой значимости дисциплины «Психология группы» и «Психология воинского коллектива» включены в учебный план профессиональной подготовки психологов – по профилям «Социальная психология» и «Военная психология» соответственно. <...> Учебные дисциплины «Психология группы» и «Психология воинского коллектива» относятся к блоку «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (бакалавриат) и входят в вариативную часть этого блока. <...> Введение в психологию групп 2 0 2 Социально-психологическая характеристика больших социальных групп 4 Массовые психологические явления 6 Генезис и развитие малой группы. <...> Методы диагностики уровня группового развития 7 Динамические процессы в малой группе 8 Проблема коллектива в отечественной социальной психологии: история и современность 9 Межличностные отношения в группах и коллективах. <...> Методы их исследования 10 Субъектный подход в социальной психологии групп Раздел 2. <...> Социальная психология малых групп и первичных коллективов 5 Проблема малой группы в социальной психологии 10 4 8 14 4 4 10 2 2 6 0 6 6 В С Е Г О 32 32 2 10 14 80 26 18 4 18 26 144 5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине <...>
Психология_группы._Психология_воинского_коллектива.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология_группы._Психология_воинского_коллектива.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» К. М. Гайдар ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ. ПСИХОЛОГИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА Учебные программы дисциплин и планы семинарских и практических занятий для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социальная психология является одной из ведущих областей современной психологии. На базе длительной истории своего становления и значительных достижений прошлых лет в настоящее время социальная психология продолжает активно развиваться. В частности, в конце ХХ века обозначились новые перспективные линии развития такого ее фундаментального раздела, как психология групп и коллективов. Это связано, по всей видимости, не только с закономерностями развития самой науки, но и с ростом «уровня коллективности» в жизни людей. Не случайно одной из особенностей психологии групп и коллективов является тесная связь развития фундаментальных теоретических основ с внедрением ее достижений в практику буквально во всех сферах жизни общества, прежде всего, в образовании, промышленности, государственном и социальном управлении, армии, здравоохранении, спорте и пр. С учетом высокой значимости дисциплины «Психология группы» и «Психология воинского коллектива» включены в учебный план профессиональной подготовки психологов – по профилям «Социальная психология» и «Военная психология» соответственно. Они призваны оснастить будущих специалистов знаниями, умениями, навыками и компетенциями в области психологии групп и коллективов, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Учебные дисциплины «Психология группы» и «Психология воинского коллектива» относятся к блоку «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (бакалавриат) и входят в вариативную часть этого блока. Цель изучения дисциплин «Психология группы» и «Психология воинского коллектива» – формирование у будущих психологов системы научных понятий и представлений в области социальной психологии групп и коллективов, умений анализировать социально-психологические явления и закономерности жизнедеятельности различных социальных групп и объединений, в том числе воинских коллективов и подразделений. Основными задачами обеих дисциплин являются: 1) усвоение студентами системы знаний в области психологии групп и коллективов; 2) формирование убежденности в том, что теоретические исследования социальных психологов служат фундаментом их практической деятельности; 3) ознакомление будущих специалистов с возможностями социальной психологии групп и коллективов в решении прикладных задач управления и совершенствования жизнедеятельности различных человеческих объединений и общностей; 3
Стр.3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине «Психология воинского коллектива» № п/п Наименование разделов и тем 1 Проблема группы в социальной психологии Лекций Семин. занят. Раздел 1. Введение в психологию групп 2 0 Раздел 2. Социальная психология больших групп 2 Социально-психологическая характеристика больших социальных групп 3 Психология толпы: теоретические и прикладные аспекты 4 Массовые социально-психологические явления 6 Генезис и развитие малой группы. Методы диагностики уровня группового развития 7 Динамические процессы в малой группе 8 Проблема коллектива в отечественной социальной психологии: история и современность 9 Межличностные отношения в группах и коллективах. Методы их исследования 10 Субъектный подход в социальной психологии групп 11 Специфика воинских коллективов. Особенности работы психолога в воинских частях и подразделениях 4 4 2 2 2 2 2 2 8 8 6 6 14 14 10 Раздел 3. Социальная психология малых групп и первичных коллективов 5 Проблема малой группы в социальной психологии 10 4 4 2 2 2 4 4 4 0 6 6 4 В С Е Г О 32 32 8 10 2 6 14 8 80 16 18 4 14 22 16 144 Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы, а также подготовку сообщений и докладов к семинарским занятиям, знакомство с методами диагностики групповых феноменов, подготовку к текущим и промежуточной аттестациям. 6 Всего ауд. 2 Сам. раб. 4
Стр.6
Приступая к изучению дисциплин «Психология группы» и «Психология воинского коллектива», студенты должны иметь теоретическую и практическую подготовку по социальной психологии, организационной психологии, методам социально-психологического исследования. У студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, областей применения на практике знаний социальной психологии; владения базовыми методическими приемами изучения социально-психологических особенностей групп и организаций, динамических процессов их функционирования и развития, а также входящих в них индивидов; – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания особенностей развития человека в социально-психологическом аспекте; умений анализировать положения психологических теорий и концепций малых и больших групп, поведения человека в составе различных групп, воспроизводить базовые положения этих теорий и концепций, объяснять психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов; – способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) – в части знания категориального аппарата, методологических принципов, основных направлений, проблем и феноменологии организационной психологии, ее методов и областей практического применения знаний организационной психологии, методов социально-психологического исследования; владения навыками применения знаний организационной психологии и методов социально-психологического исследования для правильного психологического объяснения и интерпретации социальнопсихологических особенностей различных групп и организаций; – способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии – в части умения анализировать различные методы психологического исследования с позиций их преимуществ и ограничений; владения навыками выбора методов и методик прикладного психологического исследования и его осуществления (ПК-8). В результаты освоения дисциплин у студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций: а) общекультурные (ОК): – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – в 7
Стр.7
части знаний основных подходов к психологическому воздействию на группы и сообщества, психологических технологий, позволяющих решать типовые задачи в практической области психологии групп; умений устанавливать отношения толерантности в различных группах и коллективах; б) профессиональные (ПК): – способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части умений анализировать положения психологических теорий и концепций малых и больших групп, поведения человека в составе различных групп, воспроизводить базовые положения этих теорий и концепций, решать типичные социально-психологические задачи на основе знания о соответствующих психологических технологиях, воспроизведения стандартных алгоритмов решения, традиционных методов и технологий психологии; – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знаний понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии групп, областей применения на практике знаний психологии групп; умений объяснять психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций, изменения в уровнях и этапах их развития; владения базовыми методическими приемами изучения социально-психологических особенностей групп и организаций, динамических процессов их функционирования и развития. Данные дисциплины являются предшествующими для следующих дисциплин: «Психология семьи», «Этнопсихология», «Технологии социально-психологического развития группы», «Методы активного социальнопсихологического обучения», «Психология конфликта», «Методы активного социально-психологического обучения в работе военного психолога», «Психология управления персоналом», «Организационная диагностика и организационное консультирование». 8
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ» И «ПСИХОЛОГИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА» Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ГРУППЫ Тема 1. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Этимология термина «группа». Определение группы в социальной психологии. Соотношение понятий «группа» и «общность», «группа» и «организация». Социологический и социально-психологический подходы к изучению группы. Классификация групп в социальной психологии. Основные характеристики групп: композиция, структура, групповая динамика, групповые нормы, ценности и санкции. Роль знаний о психологии групп и коллективов в работе психолога (социального, организационного, юридического, этнического и др.). Раздел 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП Тема 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Значение исследований психологии больших социальных групп. Определение большой группы в социальной психологии. Классификации больших групп. Общие признаки больших групп, отличающих их от малых. Уровни развития больших групп и факторы, их определяющие. История изучения больших групп за рубежом: психология народов (В. Вундт), психология масс (Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле), теория инстинктов социального поведения (В. Макдауголл). Отечественные исследования психологии больших групп (Н. К. Михайловский, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов и др.). Причины прекращения изучения больших групп в начале ХХ века. Методы исследования психологии больших групп. Структура психологии больших групп и ее соотношение с психологией индивида. Перспективы разработки проблем больших групп в социальной психологии ХХI века. 9
Стр.9
Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ Определение толпы. Ее типы. Общие признаки различных типов толпы. История изучения толпы в социальной психологии (Г. Лебон, С. Московичи, С. Сигеле, Г. Тард, З. Фрейд). Социально-психологические особенности толпы. Структурные (внешние) особенности толпы: форма, структура, границы, плотность, размеры. Специфические особенности панических толп. Условия возникновения толпы. Этапы ее формирования. Методы изучения толпы: анализ их возможностей и ограничений. Применение социально-психологических знаний о толпе в работе практического психолога. Тема 4. МАССОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Общественное мнение. Объект и субъект общественного мнения. Его структура. Основные стадии, способы и средства формирования общественного мнения. Качественно-количественные характеристики общественного мнения. Методы изучения общественного мнения. Условия их эффективности. Общественное (массовое) настроение, его виды и функции. Структура общественного (массового) настроения. Его формы. Возникновение и развитие общественных (массовых) настроений. Пути их целенаправленного формирования. Мода. Этимология термина «мода». Соотношение понятий «мода» и «вкус», «мода» и «обычай». Психологические механизмы моды. Социальнопсихологические функции моды. Проблема социального контроля моды. Элементы распространения моды. Парадокс модника. Типы модников. Слухи, их психологические особенности, структура и классификации. Источники и условия возникновения слухов. Циркуляция слухов. Сплетни как разновидности слухов. Социально-психологические приемы противодействия слухам и борьбы с ними. Раздел 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И ПЕРВИЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Тема 5. ПРОБЛЕМА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии ХХ века. Определение малой группы. Соотношение понятий «малая группа» и «коллектив», «малая группа» и «команда». Проблема размера малой группы. 10
Стр.10