МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1991–2010) Программа семинарских занятий и методические указания к курсу Составители: А. А. Слинько, С. В. Вейс Воронеж Издательский дом ВГУ, 2016 1 Утверждено научно-методическим советом факультета международных отношений 21 октября 2015 г., протокол № 9 Рецензент – канд. ист. наук, доцент С. И. Дмитриева Программа семинарских занятий подготовлена на кафедре международных отношений и мировой политики факультета международных отношений Воронежского государственного университета. <...> Рекомендована для студентов, обучающихся по направлению «Международные отношения». <...> 4 Темы занятий по курсу «Современные международные отношения (1991–2010)» . <...> 8 Темы семинарских занятий c указанием литературы и источников . <...> 31 3 ВВЕДЕНИЕ Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о современных международных отношениях, их развитии и влиянии на все стороны жизни стран и народов, раскрыть ключевые понятия, основные теории, методологические подходы и прикладные методы, на которых основывается исследование международных отношений в современном мире. <...> Программа предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области, носит теоретический, прикладной и проблемный характер, предполагает освоение прикладных методик анализа современных проблем международных отношений. <...> В курсе изучаются теоретические представления о политической структуре мира, наиболее распространенные методы ее исследования; особенности текущей международной конфигурации, а также история, современное состояние и перспективы сложившейся системы международных отношений. <...> Уметь: – выявлять закономерности, существующие на каждом этапе развития международной системы; – выявлять основные процессы <...>
Современные_международные_отношения_(1991-2010)_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(1991–2010)
Программа семинарских занятий и методические указания к курсу
Составители:
А. А. Слинько,
С. В. Вейс
Воронеж
Издательский дом ВГУ,
2016
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................... 4
Темы занятий по курсу «Современные международные
отношения (1991–2010)» ...................................................................................... 8
Темы семинарских занятий c указанием литературы и источников ..... 9
Основная литература и информационные источники по курсу ........... 21
Вопросы к экзамену .................................................................................. 31
3
Стр.3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
Профессионально-дисциплинарные компетенции:
ПДК-2: знание и понимание логики глобальных процессов и развития
всемирной политической системы международных отношений в их исторической,
экономической и правовой обусловленности;
ПДК-5: ориентация в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния
планетарной среды, мировой экономики и мировой политики.
Курс состоит из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной
работы студентов. Самостоятельная работа предполагает работу
над блоками вопросов, которые впоследствии рассматриваются на практических
занятиях. Предусмотрена аттестация в форме экзамена (в VII семестре).
6
Стр.6
Формы отчетности (работы студентов)
* Устный ответ – развернутый ответ на поставленный вопрос, полностью
раскрывающий тему.
** Сообщение – выступление студента с места по заданной теме продолжительностью
5–7 минут.
*** Доклад – выступление студента перед аудиторией по раннее выбранной
и утвержденной теме продолжительностью 10–12 минут (для получения
оценки «отлично» необходимо свободное владение материалом,
полное знание темы и текста доклада).
**** Презентация – выступление студента по раннее выбранной и утвержденной
теме с использованием технических средств.
***** Эссе – текст, написанный студентом по раннее выбранной и утвержденной
теме с использованием новейших исследований теоретического
плана и прикладного характера в соответствии с одной из изученных парадигм
(письменное освещение проблемы на основании выбранной парадигмы).
****** Научная статья – текст, написанный студентом (под руководством
научного руководителя) по ранее выбранной и утвержденной теме с
использованием новейших исследований теоретического плана и прикладного
характера с целью выступления на ежегодной научной сессии факультета
или для дальнейшей публикации.
7
Стр.7
Темы занятий по курсу
«Современные международные отношения (1991–2010)»
Тематика лекций
1. Особенности развития миропорядка в конце ХХ века (н. 1990-х –
2011 гг.).
2. Роль и место России в современном мире.
3. Проблемы и соглашения России в области сокращения.
и ограничения вооружений.
4. Россия и страны СНГ.
5. Россия и страны Центральной и Восточной Европы.
6. Россия и Европейский Союз.
7. Российско-американские отношения.
8. Проблема взаимоотношений Россия–НАТО.
Темы семинарских занятий
1. Особенности развития миропорядка в конце ХХ века (н. 1990-х –
2011 гг.).
2. Роль и место России в современном мире.
3. Проблемы и соглашения России в области сокращения.
и ограничения вооружений.
4. Россия и страны СНГ.
5. Россия и страны Центральной и Восточной Европы.
6. Россия и Европейский Союз.
7. Российско-американские отношения.
8. Проблема взаимоотношений Россия-НАТО.
8
Стр.8
Темы семинарских занятий с указанием литературы и источников
Тема 1. Особенности развития миропорядка в конце ХХ века
(н. 1990-х – 2011 гг.)
1. Глобальные изменения на рубеже ХХ и ХХI веков. Распад биполярной
системы и его итоги.
2. Сепаратизм и интеграция в международных отношениях.
3. Мировые центры влияния. Транснационализация, глобализация как
феномен ХХ века.
4. Новые вызовы международной стабильности. Проблема разрыва
Север-Юг.
5. Тенденции фрагментации и регионализации.
6. Возрождение национализма и религиозного экстремизма. Зоны нестабильности.
7.
Перспективы распространения оружия массового уничтожения.
8. Транснациональная организованная преступность, терроризм, трафик
наркотиков.
9. Современные концепции мирового развития. Дилеммы однополярного
и многополярного мира.
10. Проблемы Север–Юг, Восток–Запад в контексте современных
глобальных процессов. Подходы К. Дойча, Дж. Гэддиса. Теория А. Танака.
Литература
Основная
1. Современные международные отношения : учебник для студ. вузов,
обуч. по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения»
и «Зарубежное регионоведение» / [ред. А.В. Торкунов,
А.В. Мальгин]. – М. : Аспект Пресс, 2014.
2. Современные теории международных отношений : учебник / [ред.
В.Н. Конышев, А.А. Сергунин]. – М. : РГ-Пресс, 2013.
3. Цыганков П.А. Теория международных отношений : учебное пособие
/ П.А. Цыганков. – М. : Гардарики, 2007.
4. Колосов В.А. Геополитика и политическая география : учебник /
В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. – М., 2005.
Дополнительная
1. Бажанов Е. Неизбежность многополярного мира / Е. Бажанов //
МЭМО. – 2004. – № 2. – С. 11–16.
2. Баталов Э.Я. «Новый мировой порядок» : к методологии анализа //
Полис. – 2003. – № 5. – С. 25–37.
9
Стр.9
3. Бек У. Живя в мировом обществе риска и сочетаясь с ним. Космополитический
поворот / У. Бек // Полис. – 2012. – № 5. – С. 44–58.
4. Воронов К. Глобальная интерсистема : эволюция, структура, перспективы
/ К. Воронов // МЭМО. – 2007. – № 1. – С. 18–27.
5. Воскресенский А.Д. Концепции регионализации, региональных
подсистем, региональных комплексов и региональных трансформаций в современных
международных отношениях / А.Д. Воскресенский // Сравнительная
политика. – 2012. – № 2. – С. 30–58.
6. Гаджиев К.С. К полицентрическому миропорядку / К.С. Гаджиев //
Полис. – 2007. – № 4. – С. 8–23.
7. Громыко А.А. Изменяющаяся геометрия полицентричности /
А.А. Громыко // Сравнительная политика. – 2012. – № 2. – С. 59–63.
8. Громыко А. Мировой порядок или беспорядок / А. Громыко // Международная
жизнь. – 2012. – № 3. – С. 18–33.
9. Косолапов Н. Формирование глобального миропорядка и Россия /
Н.А. Косолапов // МЭМО. – 2004. – № 11. – С. 3–13.
10. Кулматов К.Н. Региональные аспекты международных отношений:
учебник / К.Н. Кулматов, А.В. Митрофанова. – М. : Восток-Запад,
2010. – 536 с.
11. Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения / С. Лавров
// Международная жизнь. – 2012. – № 3. – С. 1–7.
12. Лапкин В.В. Вступая в новую эпоху великих потрясений: попытка
опережающей теоретической рефлексии / В.В. Лапкин // Полис. – 2009. –
№ 1. – С. 180–184.
13. Мареева Ю.А. Стратегический треугольник «Россия–Индия–
Китай» в международных отношениях / Ю.А. Мареева // Вестник
МГИМО-У. – 2012. – № 5. – С. 240–249.
14. Мясникова Л. Смена парадигм. Новый глобальный проект /
Л. Мясникова // МЭМО. – 2006. – № 6. – С. 3–14.
15. Неклесса А. Управляемый хаос : движение к нестандартной системе
мировых отношений / А. Неклесса // МЭМО. – 2002. – № 9.
16. Неклесса А. Глобальная трансформация: сущность, генезис, прогноз
17. Партнерство цивилизаций: нет разумной альтернативы : сб. ст. /
[отв. ред. В.В. Наумкин, В.В. Попов]. – М., 2011. – 254 с.
18. Перская В.В. Многополярность: миф или реальность? (геоэкономические
аспекты) / В.В. Перская, В.Э. Пуховцев. – М. : Экономика, 2011. –
255 с.
19. Россия в полицентричном мире / [ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова].
– М. : Весь Мир, 2011. – 578 с.
20. Симония Н.А. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности
/ Н.А. Симония, А.В. Торкунов // Полис. – 2015. – № 3. – С. 27–37.
10
Стр.10