Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Учебная практика по фармакогнозии (110,00 руб.)

0   0
АвторыМальцева Алевтина Алексеевна, Коренская Ирина Михайловна, Ивановская Наталья Петровна, Колосова Ольга Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц53
ID603884
АннотацияМетодические рекомендации разработаны на кафедре управления и экономики фармации и фармакогнозии.
Кому рекомендованоРекомендуются для студентов фармацевтического факультета.
Учебная практика по фармакогнозии / А.А. Мальцева, И.М. Коренская, Н.П. Ивановская, О.А. Колосова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 53 с. — 53 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603884 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ФАРМАКОГНОЗИИ Методические рекомендации Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 1 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета 25 июня 2015 г., протокол № 1500-08-06 Составители: А. А. Мальцева, И. М. Коренская, Н. П. Ивановская, О. А. Колосова Рецензент – доцент кафедры фармацевтической химии и фармацевтической технологии, канд. фарм. наук Т. А. Брежнева Методические рекомендации разработаны на кафедре управления и экономики фармации и фармакогнозии. <...> Определение и морфологическое описание лекарственных растений . <...> Задачи: − знакомство с организацией и проведением заготовок лекарственного растительного сырья в регионе проведения практики; сырьевой базой лекарственных растений; − сушки лекарственного культивируемого) и приведения его в стандартное состояние; − освоение рациональных приемов сбора, первичной обработки и растительного сырья (дикорастущего и совершенствование умения определять лекарственные растения в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото), а также морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере «живых» экземпляров. <...> Гербаризация лекарственных растений; − дневник, отчет, образцы гербариев растений, заготовленное и высушенное лекарственное растительное сырье. <...> Перечень практических навыков, закрепляемых в период учебной практики В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК 1 – способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических <...>
Учебная_практика_по_фармакогнозии_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Учебная_практика_по_фармакогнозии_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ФАРМАКОГНОЗИИ Методические рекомендации Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи учебной практики ...................................................... 4 2. Перечень практических навыков, закрепляемых в период учебной практики ............................................................................................ 4 3. Учебная практика по фармакогнозии ............................................... 5 3.1. Знакомство с программой, календарным планом, базой практики и заданием ............................................................................... 6 3.2. Знакомство с дикорастущими растениями в различных местах обитания ...................................................................................... 6 3.3. Определение и морфологическое описание лекарственных растений ................................................................................................... 6 3.4. Основные приемы заготовки и сушки сырья ............................... 7 3.5. Экскурсия в биосферный заповедник «Веневитиново» .............. 7 4. Тематический план проведения учебной практики ........................ 8 5. Ведение дневника ............................................................................... 9 6. Составление отчета .......................................................................... 10 7. Основные вопросы к зачету по учебной практике ....................... 11 8. Примеры тестовых заданий к зачету по учебной практике ......... 12 9. Библиографический список ............................................................. 30 Приложения .............................................................................................. 31 3
Стр.3
1) 2) гербаризацию 5 лекарственных растений; сбор, сушку и приведение в стандартное состояние около 0,5 кг лекарственного растительного сырья. Вместо гербариев студентам предлагается составление фотоальбома с фотографиями лекарственных растений. Гербарии, оформляемые студентами, должны иметь этикетку, где указывается название лекарственных растений на латинском, русском и другом национальном языках (арабском или французском языках), название семейства, дата и место сбора, фамилия студента, который провел гербаризацию лекарственного растения. Лекарственное растительное сырье сопровождается аналогичной этикеткой. 3.1. Знакомство с программой, календарным планом, базой практики и заданием Студенты знакомятся с планом произрастания растений на территории Ботанического сада, основными растительными сообществами, древесными и кустарниковыми формами растений, используемых в качестве лекарственного сырья. Студенты знакомятся с лекарственными растениями, произрастающими на территории Ботанического сада, в том числе не изучаемыми на лекционно-практических занятиях по фармакогнозии, их использованием в официнальной и народной медицине. Студенты учатся с помощью определителя узнавать лекарственные растения по внешним признакам, отличать лекарственные виды от возможных примесей. Студенты участвуют в культивировании лекарственных растений на территории питомника Ботанического сада ВГУ. Знакомятся с общими правилами агротехники растений, а также с частными правилами возделывания лекарственных растений питомника. 3.2. Знакомство с дикорастущими растениями в различных местах обитания Обращается внимание на местообитание дикорастущих лекарственных растений и особенности их произрастания. Студенты знакомятся с лекарственными сообществами лекарственных растений, произрастающих в лесу, в поле, на лугу и болотистой местности. 3.3. Определение и морфологическое описание лекарственных растений Основное внимание уделяется важнейшим лекарственным растениям и примесям к ним, отмечаются основные систематические признаки семейств, родов и видов. Морфологическое описание основных лекарственных растений проводится для закрепления знаний морфологических признаков растений, используемых главным образом в аптечной практике. Ра6
Стр.6
бота по определению и морфологическому описанию лекарственных растений проводится на живых растениях, дикорастущих и культивируемых. В период прохождения этого этапа практики студенты подготавливают гербарные образцы 5 лекарственных растений. 3.4. Основные приемы заготовки и сушки сырья Осваиваются приемы сбора и первичной обработки, сушки, сортировки растений. Желательно знакомство с приспособлениями, повышающими производительность работ. При заготовке дикорастущих растений обращается внимание на методы восстановления зарослей (периодичность эксплуатации и пр.). Особое внимание уделяется изучению приемов сушки лекарственных растений в различных условиях (чердаки, сушилки, навесы и т.п.). 3.5. Экскурсия в биосферный заповедник «Веневитиново» В ходе проведения экскурсии студенты знакомятся с расположением основных растительных сообществ на территории заповедника, записывают в дневник названия растений, делают фотографии и гербарии. 7
Стр.7
№ п/п 4. Тематический план проведения учебной практики Наименование работ 1 Знакомство с программой, календарным планом, базой практики и индивидуальной заданием. Знакомство с Ботаническим садом ВГУ, питомником лекарственных растений 2 Знакомство с агротехническими приемами культивирования лекарственных растений 3 Организация заготовок лекарственного растительного сырья. Сырьевая база лекарственных растений. Культивирование лекарственных растений 4 Определение лекарственных растений в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото и т.д.) Морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере «живых» растений. Гербаризация лекарственного растительного Культивирование лекарственных растений 5 Основные приемы сбора лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листья, травы, кора, плоды, семена, подземные органы). Культивирование лекарственных растений 6 Экскурсия в биосферный заповедник «Веневитиново». Знакомство с лекарственными растениями сообществ смешанного леса, поймы реки 7 Сушка лекарственного растительного сырья (естественная и искусственная). Культивирование лекарственных растений 8 Приведение сырья в стандартное состояние 9 Оформление гербариев, лекарственного растительного сырья, дневника, написание отчета по практике, подготовка к сдаче зачета 10 Зачет по практике сырья. 8
Стр.8
5. Ведение дневника Образец оформления титульного листа дневника по учебной практике по фармакогнозии МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») Фармацевтический факультет Кафедра управления и экономики фармации и фармакогнозии ДНЕВНИК учебной практики по фармакогнозии Исполнитель: студент(ка) 3 курса группа № ФИО_______________________________________ _______________________________________ База практики: Руководитель: ученая степень и звание, ФИО______________________________________ Воронеж 20… г. 9
Стр.9
Дневник является документом, фиксирующим выполнение программы учебной практики по фармакогнозии. Дневник заполняется каждый день по следующей схеме: – дата, – место проведения практики, – запись изученных лекарственных растений на русском, латинском языках с указанием семейства, частей растений, представляющих собой лекарственное сырье, химический состав, фармакологическое действие и применение – не менее 10 объектов, – одно из перечисленных растений (желательно не изучаемого в курсе фармакогнозии) описывается более подробно: ареал, местообитание, внешние признаки растений, особенности заготовки сырья, возможные примеси, внешние признаки сырья, химический состав, особенности хранения, сроки годности, пути использования и применение в официнальной и народной медицине, – описание всех других выполненных студентом работ за день. Дневник необходимо ежедневно предоставлять на подпись руководителю практики. По окончании учебной практики дневник должен быть заверен на последнем оформленном листе подписями руководителя практики и руководителя учреждения основной базы практики. 6. Составление отчета По окончании учебной практики студент составляет отчет о проделанной работе. В отчет должны входить следующие материалы: 1) дневник учебной практики; 2) гербарные образцы – 5 лекарственных растений; 3) лекарственное сырье в количестве 0,5 кг, высушенное и приведенное в стандартное состояние, согласно НТД; 4) в конце дневника студентом дается оценка условий прохождения учебной практики и свои предложения по ее совершенствованию. Дневник должен быть представлен в отдельной общей тетради или в сброшюрованном виде на листах формата А4 (210 Ч 197 мм) и подписывается на последней странице студентом-практикантом. Гербарные образцы должны быть оформлены на белом картоне формата А3, снабжены соответствующей этикеткой и вложены по отдельности в перфорированный файл. Собранное лекарственное растительное сырье должно быть упаковано в бумажный пакет или картонную коробку и иметь соответствующую этикетку. 10
Стр.10