МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ю.А. Прокопенко СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 51.04.01 – Культурология Магистерская программа «Прикладная культурология» Квалификация выпускника – магистр Ставрополь 2016 УДК 902/904 (470.6) (075.8) ББК 63.4 (235.7) я 73 П 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р ист. наук, профессор Т. А. Невская, канд. ист. наук, доцент Н. Е. Берлизов Прокопенко Ю. А. <...> П 78 Сохранение и трансляция культурно-исторического наследия в Северо-Кавказском регионе: учебное пособие. <...> УДК 902/904 (470.6) (075.8) ББК 63.4 (235.7) я 73 © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Создание курса лекций предпринято с целью помочь студентам по направлению подготовки «Культурология» в процессе изучения курса «Сохранение и трансляция культурноисторического наследия в Северо-Кавказском регионе». <...> ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ», ЕГО ТРАНСЛЯЦИЯ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ПЛАН 1. <...> Понятие «культурно-историческое наследие», его трансляция Сохранение и использование культурного наследия является важнейшим видом социокультурной практики в числе разнообразных областей гуманитарного знания. <...> На протяжении XX – начала XXI в. сохранение культурного наследия являлось и по-прежнему является одним из приоритетов государственной культурной политики России. <...> В Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного и природного наследия (принята в 1972 г., ратифицирована в 1975 г.) культурное наследие составляют: - памятники – произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры 6 археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые <...>
Сохранение_и_трансляция_культурно-исторического_наследия_в_Северо-Кавказском_регионе.pdf
УДК 902/904 (470.6) (075.8)
ББК 63.4 (235.7) я 73
П 78
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р ист. наук, профессор Т. А. Невская,
канд. ист. наук, доцент Н. Е. Берлизов
Прокопенко Ю. А.
П 78 Сохранение и трансляция культурно-исторического
наследия в Северо-Кавказском регионе: учебное
пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 270 с.
Пособие представляет курс лекций, составленный в
соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке студента для
получения квалификации «магистр».
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
51.04.01 – Культурология.
УДК 902/904 (470.6) (075.8)
ББК 63.4 (235.7) я 73
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Создание курса лекций предпринято с целью помочь
студентам по направлению подготовки «Культурология» в
процессе изучения курса «Сохранение и трансляция культурноисторического
наследия в Северо-Кавказском регионе».
Курс лекций разработан с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта высшего
образования, новых концептуальных подходов и современных
научных исследований.
Целью курса лекций является формирование у будущих
магистров набора общекультурных и профессиональных
компетенций.
Данной цели соответствуют следующие задачи:
– формирование основных профессиональных навыков у
студентов, связанных с расширением знаний об объектах
культурного наследия, видах материального и духовного наследия,
видах культурных ценностей;
– развитие общенаучных компетенций, связанных с
изучением культурно-исторического наследия и его трансляции;
- изучение круга проблем, связанных с сохранением объектов
культурного и природного наследия;
- формирование навыков сохранения и популяризации
культурного и природного наследия, в том числе посредством
культурно-исторического туризма;
- создание системы представлений об исследованиях
художественных и культурных практик, в том числе социальнокультурных,
библиотечно-информационных и архивоведческих;
- формирование навыков научно-исследовательской и
экспертно-консультативной деятельности в сфере культуры;
- создание системы представлений о технологии создания,
распространения и сохранения ценностей культуры;
- на базе полученного культурологического знания
сформировать навыки практической деятельности по разработке
методик установления научной, исторической, художественной,
мемориальной ценности музейных предметов;
- формирование навыков стратегического управления
музейной и архивной деятельностью, разработки научной
концепции комплектования музейных фондов;
3
Стр.3
– формирование общероссийской, гражданской и
региональной идентичности;
– утверждение идей равной ценности культур и взаимной
терпимости.
Наряду с вооружением фактическими знаниями, курс лекций
«Сохранение и трансляция культурно-исторического наследия в
Северо-Кавказском регионе» призван помочь студентам
выработать на основе научного знания собственную точку зрения
на вопросы сохранения культурного наследия, а также, в контексте
изучения истории культуры населения Предкавказья, – на
проблемы сохранения и трансляции культурно-исторического
наследия в Северо-Кавказском регионе, – на прошлое России, ее
настоящее и будущее, правильно оценивать ее роль на различных
этапах развития современной цивилизации.
Цель учебного пособия – способствовать формированию у
студентов набора общекультурных и профессиональных
компетенций:
- готовности к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала (ОК-2);
- способности проявлять инициативу, готовность действовать
в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую
ответственность за принятые решения (ОК-6);
- готовности к планированию и реализации образовательновоспитательной
работы; владение навыками разработки
образовательных программ (ПК-20).
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………...
I. Понятие «Культурно-историческое наследие»,
его трансляция в северокавказском регионе, цели и функции…
II. История восприятия культурного наследия ……………
III. Государственная политика в отношении культурного
наследия …………………………………………………………..
IV. Музеи в деле сохранения и трансляции культурного
наследия …………………………………………………………..
V. Библиотеки и архивы в деле сохранения и трансляции
культурного наследия ……………………………………………
VI. Актуализация археологического наследия.
Сохранение археологического наследия в Северо-Кавказском
регионе …………………………………………………………….
VII. Природное и культурное наследие в туризме на
Ставрополье………………………………………………………..
VIII. Культурное наследие Русской православной церкви.
Особенности сохранения и трансляции религиозного наследия
в северокавказском регионе………………………………………
IX. Сохранение и трансляция наследия музыкального
творчества в северокавказском регионе…………………………
X. Фотодокументы второй половины XIX – начала XX в.
как транслятор культурно-исторического наследия…………….
Заключение …………………………………………………
269
3
5
30
58
84
99
148
175
204
221
241
268
Стр.269