Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Маркетинг персонала (190,00 руб.)

0   0
АвторыКалюгина С. Н., Савченко И. П., Мухорьянова О. А.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц127
ID603312
АннотацияПособие составлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего образования, в нем изложены функции и технологии маркетинга персонала, особенности функционального разделения труда в подсистеме маркетинга персонала, с учетом меняющегося внешнего и внутреннего рынка труда, кадровый аудит и контроллинг персонала анализируются в рамках маркетингового управления рабочей силой
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 – Управление персоналом, профилю "Управление персоналом организации"
УДК658.8.007
ББК65.290
Маркетинг персонала : практикум. Направление подготовки 38.03.03 – Управление персоналом. Профиль подготовки «Управление персоналом организации». Квалификация выпускника – Бакалавр / С. Н. Калюгина, И. П. Савченко, О. А. Мухорьянова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 127 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603312 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ПРАКТИКУМ Направление подготовки 38.03.03 – Управление персоналом Профиль подготовки «Управление персоналом организации» Квалификация выпускника – Бакалавр Ставрополь 2016 УДК 658.8.007 (075.8) ББК 65.290-2 я 73 М 27 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. экон. наук, доцент В. Н. Рябов, канд. экон. наук, доцент К. В. Багмет (ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал в г. Ставрополе) М 27 Маркетинг персонала: практикум / авт.-сост. <...> Пособие составлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего образования; в нем изложены функции и технологии маркетинга персонала, особенности функционального разделения труда в подсистеме маркетинга персонала, с учетом меняющегося внешнего и внутреннего рынка труда, кадровый аудит и контроллинг персонала анализируются в рамках маркетингового управления рабочей силой. <...> Маркетинг персонала – относительно новое направление в мировой науке и практике управления человеческими ресурсами, которое возникло в 90-х гг. прошлого столетия, но до настоящего момента не получившее должное прикладное распространение. <...> Соответственно маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами. <...> Доминирующей целью персонал-маркетинга является анализ ситуации на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале <...>
Маркетинг_персонала.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.126
Маркетинг_персонала.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ПРАКТИКУМ Направление подготовки 38.03.03 – Управление персоналом Профиль подготовки «Управление персоналом организации» Квалификация выпускника – Бакалавр Ставрополь 2016
Стр.1
УДК 658.8.007 (075.8) ББК 65.290-2 я 73 М 27 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. экон. наук, доцент В. Н. Рябов, канд. экон. наук, доцент К. В. Багмет (ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал в г. Ставрополе) М 27 Маркетинг персонала: практикум / авт.-сост.: С. Н. Калюгина, И. П. Савченко, О. А. Мухорьянова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 127 с. Пособие составлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего образования; в нем изложены функции и технологии маркетинга персонала, особенности функционального разделения труда в подсистеме маркетинга персонала, с учетом меняющегося внешнего и внутреннего рынка труда, кадровый аудит и контроллинг персонала анализируются в рамках маркетингового управления рабочей силой. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 – Управление персоналом, профилю «Управление персоналом организации». УДК 658.8.007 (075.8) ББК 65.290-2 я 73 Авторы-составители: д-р экон. наук, профессор С. Н. Калюгина, канд. экон. наук, доцент И. П. Савченко, канд. экон. наук, доцент О. А. Мухорьянова © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Современный этап развития и функционирования российской экономики актуализируется вопросы изменения роли человеческих ресурсов отечественных предприятий. Данное положение связано с возрастающей ролью знаний, умений, интеллектуального и творческого потенциалов, как имеющегося персонала, так и потенциального. Маркетинг персонала – относительно новое направление в мировой науке и практике управления человеческими ресурсами, которое возникло в 90-х гг. прошлого столетия, но до настоящего момента не получившее должное прикладное распространение. Тем не менее, уровень конкуренции на рынке труда предприятий-работодателей, борющихся за качественные человеческие ресурсы требует все большего распространения персоналмаркетинговых технологий, основополагающей задачей которых является создание максимально возможного привлекательного образа предприятия как работодателя, в рамках обеспечения потребностей организации кадровыми ресурсами с оптимальными количественными и качественными параметрами, направленными на повышение конкурентных преимуществ организации. Понятие маркетинга в его традиционном смысле применительно к товарному рынку выделяет, прежде всего, связь между покупателем и продуктом и трактуется как вид управленческой деятельности, который через удовлетворение потребностей покупателей дает возможность организации достигать намеченных целей. Однако маркетинговый подход к управленческой деятельности организации не ограничивается только ориентацией на покупателя товаров и услуг. Изменившаяся сегодня ситуация на рынке труда, проявляющаяся в острой нехватке профессиональных работников, накладывает свой отпечаток на формирование взаимоотношений между работником и работодателем. Смещение приоритетов происходит в пользу работника, который выбирает организацию для применения своих знаний, умений и навыков (по принципу – покупатель выбирает товар, а не товар покупателя). Именно в таких условиях особое значение приобретает направление кадрового менеджмента, именуемое HR-маркетинг (human resourses) – деятельность, направленная на формирование привле3
Стр.3
кательности организации для занятых и потенциальных работников и акцентирующая внимание на установлении взаимосвязи между организацией и наемным работником на рынке труда. Маркетинг персонала основан на таких понятийных элементах как: принципы управления, ориентированные на рынок; методы систематизированного поиска решений; средство достижения конкурентных преимуществ. Соответственно маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Доминирующей целью персонал-маркетинга является анализ ситуации на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале для реализации целей организации, которая декомпозируется с задачами исследования рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала, изучении развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и определения требований к сотрудникам, поиска и приобретения персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией. Методология и организационные принципы общего маркетинга создают предпосылки для их эффективной трансформации в теорию и практику управления персоналом. Таким образом, развитие маркетинговых подходов в этой области позволяет повысить конкурентоспособность организаций-работодателей и обеспечить им стабильное и устойчивое положение на рынке труда. Данная дисциплина основана на изучении теоретических аспектов маркетинговых функций, таких как маркетинговые исследования спроса и предложения рабочей силы, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы, стратегическое планирование и менеджмент. В учебном пособии делается акцент на изучение процесса формирования системы управления маркетингом персонала в организации, уделяется внимание вопросам внешнего и внутреннего маркетинга персонала, приводятся основные методы прогнозирования и покрытия потребности в персонале организации. 4
Стр.4
Материал курса обеспечивает знание общих принципов, функций и технологий HR-маркетинга, теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации, методов анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала. В рамках курса рассматриваются вопросы построения системы управления персонал-маркетингом на предприятии, функциональное разделения труда в подсистеме маркетинга персонала, с учетом меняющегося внешнего и внутреннего рынка труда, источники и пути покрытия потребности в персонале каналы привлечения персонала и др. Содержание дисциплины определено ФГОС ВО по направлению 38.03.03 – Управление персоналом и относится к профессиональному циклу базовой части ОП. Цель освоения дисциплины заключается в формировании набора профессиональных компетенций по направлению подготовки 38.03.03 – Управление персоналом. Применение методологии системного анализа к изучению данного курса определяет следующие его задачи:  исследование сущностного содержания HR-маркетинга, предполагающих знание и понимание особенностей его применения в практической деятельности;  систематизация, углубление и расширение теоретических знаний и практических навыков маркетинговых исследований рынка труда;  формирование умений и практических навыков управления процессом обеспечения потребности организации в квалифицированных кадрах, опираясь на внутренний и внешний рынок труда, на основе маркетингового инструментарии;  формирование знаний в части выявления и покрытия потребностей организаций в кадровых ресурсах и оптимального их использования;  изучение и анализ структуры затрат, производимых организацией на персонал;  формирование навыков, эффективного использования различных методов прогнозирования и планирования потребности в персонале. 5
Стр.5
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК-2 – знание основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умение применять их на практике; ПК-3 – знание основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике; ПК-4 – знание основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умением применять их на практике; ПК-16 – владение навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умением применять их на практике. В результате освоения дисциплины студент должен: знать:  содержание кадрового планирования, контроллинга и маркетинговой концепции управления и их практическое применение;  стратегии привлечения персонала, с учетом организационных изменений;  основы разработки и внедрения требований к должностям, критерии подбора и расстановки персонала;  теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации, методы анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала;  методы описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции);  принципы сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом;  особенности функционального разделения труда в подсистеме маркетинга персонала, с учетом меняющегося внешнего и внутреннего рынка труда; 6
Стр.6
 методы оценки эффективности, действующей в компании системы подбора и привлечения персонала;  технологии, принципы и методы планирования и прогнозирования потребности в персонале;  источники и пути покрытия потребности в персонале, каналы привлечения персонала; уметь:  разрабатывать и реализовывать стратегии привлечения персонала и умеет применять их на практике;  разрабатывать требования к должностям, критерии подбора персонала и расстановки персонала и применять их на практике;  проводить мониторинг внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность стратегии организации в области подбора и привлечения персонала;  составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции);  разрабатывать и внедрять программы и процедуры подбора и отбора персонала;  применять технологии, принципы и методы планирования и прогнозирования потребности в персонале; владеть:  инструментарием маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала;  навыками разработки и внедрения требований к должностям, критериям подбора и расстановки персонала, а так же основными приемами оценки эффективности процедур подбора персонала;  навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала;  навыками составления описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карт компетенций, должностных инструкции);  навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом;  методами планирования и прогнозирования потребности в персонале. Цель учебного пособия состоит в формировании у студентов специальных знаний в области HR-маркетинга, формирования ос7
Стр.7
нов и правил управления системой воспроизводства персонала, способствующих повышению обоснованности принимаемых решений по различным вопросам формирования, распределения (перераспределения), обмена (купли-продажи) и использования персонала. Задачи учебного пособия: – изучение специфики и особенностей управления персоналом на основе маркетинговых концепций; – формирование интегрированного представление кадрового менеджмента во взаимосвязи с внешним и внутренним рынком труда; – освоение подходов формирования кадровых стратегии на основе маркетинговых концепций; – изучение современных методов подбора, отбора и найма персонала; – освоение подходов по формированию имиджа организации как работодателя; – формирование и закрепление навыков в выявлении и покрытии потребностей организаций в кадровых ресурсах; – получение информации об особенностях маркетинговых исследований рынка труда. Проведение практических занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов. Целью практического занятия является формирование знаний, навыков и умений у студентов по каждой теме. На практических занятиях студенты должны обладать терминологическим аппаратом, а так же устойчивыми знаниям по вопросам темы, для чего студентом изучается рекомендованная литература и методические рекомендации. На практическом занятии студенты вправе использовать конспекты лекций и нормативно-справочную литературу. Результатом изучения дисциплины должно стать приобретение студентами компетенции в области маркетинга персонала, умений и навыков управления процессами покрытия потребности предприятия в квалифицированных кадрах, опираясь на имеющийся персонал организации и внешний рынок труда, на основе применения инструментария маркетинга. 8
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………….……… Практические работы 1. Маркетинг персонала: подходы, значение, цель, задачи, функции………………………………………………………………. 2. Виды и уровни маркетинга персонала …………………….. 3. Персонал-маркетинговые технологии и концепции……….. 4. Маркетинговые исследования рынка труда………………… 5. Маркетинг рабочей силы…………………………………….. 6. Ценовая политика в маркетинге рабочей силы…………….. 7. Формирование системы управления маркетингом персонала в организации……………………………………………. 8. Разработка профессиональных требований к персоналу….. 9. Экономический контроль и аудит маркетинга персонала… 10. Определение и оценка потребности в персонале………… 11. Прогнозирование потребности в персонале……………… 12. Расчет затрат на приобретение и использование персонала…………………………………………………………….. 13. Выбор источников и путей покрытия потребности в персонале…………………………………………………………… 14. Обеспечение организации персоналом……………………. 15. Хэдхантинг………………………………………………….. 16. Применение технологий внутреннего маркетинга в процессах управления персоналом……………………………… 17. Экономическая эффективность маркетинга персонала……. 18. Маркетинговые стратегии в области управления персоналом ………………………………………………………….. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ…………………………………………………………………. Рекомендуемая литература..………………………………… 9 15 20 25 31 36 40 45 51 57 63 70 75 79 88 93 101 106 119 125 3 126
Стр.126

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ