МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л. В. Белова СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура Профиль «Спортивная тренировка» Бакалавриат Ставрополь 2016 1 УДК 796.01:61.796 (075.8) ББК 75.0 я73 Б 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Л.Е. Деньгова канд. пед. наук, доцент А.К. Белов Белова Л. В. <...> Кроме того, она разрабатывает специфические методы оценки функционального состояния организма, средства оптимизации процессов постнагрузочного восстановления, повышения спортивной работоспособности и т. п. <...> Получение знаний по основам общей патологии, диагностике основных клинических и параклинических методах исследования, об особенностях оценки состояния здоровья и физического развития в практике спортивной медицины. <...> Дисциплина находится в тесной интегративной связи с последующими дисциплинами: средства восстановления спортивной работоспособности, физическая реабилитация, лечебная физическая культура и массаж. <...> Спортивная медицина – отрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физическими упражнениями. <...> Цель спортивной медицины – сохранение и укрепление здоровья людей, занимающихся ФКиС, лечение и профилактика у них патологических состояний и заболеваний, содействие рациональному использованию средств и методов ФКиС для гармонического развития человека, оптимизация процессов постнагрузочного процесса восстановления и повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни. <...> Обоснование рациональных режимов занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся ФКиС, средств повышения <...>
Спортивная_медицина.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л. В. Белова
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура
Профиль «Спортивная тренировка»
Бакалавриат
Ставрополь
2016
1
Стр.1
УДК 796.01:61.796 (075.8)
ББК 75.0 я73
Б 43
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент Л.Е. Деньгова
канд. пед. наук, доцент А.К. Белов
Белова Л. В.
Б 43 Спортивная медицина: учебное пособие. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2016. – 149 с.
Пособие представляет собой курс лекций, разработанный по
всем темам предметной подготовки; включает теоретический материал
и контрольные вопросы для самостоятельной работы студента,
а также включает перечень терминов, таблиц, что значительно
облегчает работу студента. Пособие рассказывает об основных
патологических состояниях, возникающих у спортсменов
и лиц, занимающихся физической культурой, раскрывает основы
этиопатогенеза многих заболеваний.
Предназначено для бакалавров направления подготовки «Физическая
культура».
УДК 796.01:61.796 (075.8)
ББК 75.0 я73
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Спортивная тренировка, физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная
работа – это процесс в первую очередь социально-педагогический,
что и определяет ведущую роль в нем
тренера и педагога. Однако объектом этого процесса является человек
со всей сложностью его психики, функций организма и взаимоотношений
со средой. В связи с этим эффективность педагогического
процесса во многом зависит от соответствия используемых
средств и методов состоянию здоровья, функциональным
возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям каждого
человека. В современных условиях, когда здоровье населения,
в первую очередь подрастающего поколения, существенно
ухудшилось, это приобретает особую значимость.
Помочь тренеру и педагогу в выполнении важнейших социальных
и спортивных задач призвана спортивная медицина – отрасль
медицины, которая изучает динамику состояния здоровья,
физического развития и функциональных возможностей человека
в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также
нарушения в деятельности организма при нерациональной организации
двигательной активности. Кроме того, она разрабатывает
специфические методы оценки функционального состояния организма,
средства оптимизации процессов постнагрузочного восстановления,
повышения спортивной работоспособности и т. п.
Базируясь на теоретических медико-биологических дисциплинах
учебного плана, спортивная медицина относится к числу
прикладной дисциплины, непосредственно направленной на профессиональную
подготовку будущего специалиста в области физической
культуры.
Целью освоения дисциплины «Спортивная медицина» является
формирование набора профессиональных компетенций, готовности
студентов к профилактике спортивного травматизма, динамическому
наблюдению за состоянием здоровья, развитием
функциональных возможностей организма лиц, занимающихся
физической культурой и спортом, уровнем их общей физической и
специальной работоспособности, а также за эффективностью тренировочного
процесса будущего бакалавра.
Задачи дисциплины:
1. Изучить основные понятия спортивной медицины.
3
Стр.3
2. Получение знаний по основам общей патологии, диагностике
основных клинических и параклинических методах исследования,
об особенностях оценки состояния здоровья и физического
развития в практике спортивной медицины.
3. Ознакомление с принципами, применяемыми в спортивной
медицине.
4. Овладение основами организации медицинского обеспечения
различных контингентов лиц, занимающихся физической
культурой и спортом.
5. Создание необходимых предпосылок и условий для профессиональной
подготовки, роста и совершенствования будущих
бакалавров.
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина относится к вариативной части обязательных
дисциплин (Б1.В.ОД.8). Её освоение происходит в 6 семестре.
Связь с предшествующими дисциплинами.
Дисциплина находится в тесной интегративной связи с анатомией
и физиологией человека, биохимией, здоровым образом жизни,
психологией, педагогикой, теорией и методикой физической
культуры.
Связь с последующими дисциплинами.
Дисциплина находится в тесной интегративной связи с последующими
дисциплинами: средства восстановления спортивной
работоспособности, физическая реабилитация, лечебная физическая
культура и массаж.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
изучения дисциплины:
способностью оценивать физические способности и функциональное
состояние занимающихся, технику выполнения физических
упражнений (ОПК-5);
способностью реализовывать систему отбора и спортивной
ориентации в избранном виде спорта с использованием современных
методик по определению антропометрических, физических и
психических особенностей занимающихся (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать – способы оценки физических, психических способностей
и функционального состояния занимающихся, технику выполнения
физических упражнений, способы реализации системы
отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта.
4
Стр.4
уметь – осознанно применять методики по определению антропометрических,
физических, психических и функциональных
особенностей занимающихся, оценивать технику выполнения физических
упражнений, давать научно-обоснованные рекомендации
по реализации системы отбора и спортивной ориентации в избранном
виде спорта.
владеть – способами оценки уровня физических, психических
способностей и функционального состояния занимающихся, оценкой
техники выполнения физических упражнений, научнообоснованными
способами реализации системы отбора и спортивной
ориентации в избранном виде спорта.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………….…
Раздел 1. Введение в дисциплину «Спортивная
медицина»
1. Отечественная спортивная медицина: история развития,
цели, задачи и принципы организации. Учение о здоровье и
болезни ……………………………………………………………
2. Иммунологическая реактивность у спортсменов ……….
3. Хроническое перенапряжение ведущих органов и систем
организма у спортсменов…………………………………………
Раздел 2. Основы общей патологии и функциональное
тестирование в спорте
4. Основы объективных методов исследования человека ….
5. Физическое развитие и телосложение спортсмена……….
6. Сердечнососудистая система. Основные методы
обследования………………………………………………………
7. Нервная система. Основные методы обследования.……..
8. Система внешнего дыхания. Основные методы
Раздел 3. Основы врачебного контроля в спорте
9. Средства восстановления спортивной
работоспособности и реабилитация спортсменов……………...
10. Медицинское обеспечение занятий физической
культурой и спортом. Профилактика спортивного
травматизма……………………………………………………….
11. Проблемы допинга в спорте. Антидопинговый
контроль …………………………………………………………..
Заключение …………………………………………………..
Литература …………………………………………………..
107
119
139
145
147
6
21
33
42
49
73
88
обследования …………………………………………………….. 100
3
148
Стр.148